Воры в мобиле                                                                                    28 марта 2015 года

 

Каждый россиянин помнит шальные 90-е, когда на уличных барахолках процветали организованные уличные мошенничества «лохотроны», где азартные любители легкого выигрыша оставались с пустыми карманами. Неприятная ситуация, не правда ли? А современных мошенников мы даже не видим в лицо. Через операторов сотовой связи на сегодняшний день совершается много платежей, поэтому мошенники используют сотовый телефон для того, чтобы поживиться чужими деньгами.

Попал в аварию, положи на этот номер... Ваша банковская карта заблокирована, подробности по телефону... Заявка на перевод средств банковской карты принята... Сегодня телефонных обманок существует великое множество. В основе, как правило, лежит несколько стандартных и довольно простых схем. Какие самые распространенные из видов мошенничества, с которыми обращаются граждане,  мы поинтересовались у  начальника полиции Отдела МВД РФ по Ленскому району подполковника полиции Александра ФЕСИКОВА:

– Одним из первых распространенных способов является метод, когда на ваш телефон поступает звонок со словами: «Мама, я попал в трудную ситуацию, против меня хотят возбудить уголовное дело, срочно нужны деньги». Затем разговор прерывается лжесотрудником полиции, который называет сумму и номер счета. И шокированный родственник сначала переводит деньги, а потом уже начинает обзванивать родных и понимает, что его обманули.

Второй широко применяемый мошенниками способ посредством смс-сообщений: «Вы выиграли приз! В качестве страховки вы должны оплатить 50 тысяч рублей, переведите деньги на такой-то счет».

Самый популярный способ мошенничества за последнее время – это снятие денежных средств с пластиковых карт посредством мобильного банка. В большинстве случаев жертвами становятся люди, активно пользующиеся банковскими картами, совершающие покупки через интернет, распространяя свои персональные данные в социальных сетях.

Не верьте словам “Всё равно ничего не докажете!”. Доказать можно. И бороться с этим можно и нужно! Всё зависит от ваших действий.

Возможно ли поймать мобильных мошенников и вернуть украденные средства?

– Конечно, возможно. Проводится объёмная работа, и зачастую не только по территории всей России, но и в ближайших граничащих с ней регионах.

Обычно полученные с помощью обмана денежные средства поступают либо на номера сотовых операторов, либо на счета коммерческих банков, и первоначально без возбужденного уголовного дела мы не можем получить доступ к информации, так как банки и операторы  связаны договорным обязательством о неразглашении персональных данных клиентов. А также в ряде случаев при проведении мероприятий устанавливается, что сим-карта зарегистрирована за гражданином Белоруссии или мошенники воспользовались утерянным паспортом для её покупки.

– Какие советы можете дать о мерах безопасности?

– Во-первых, не распространять свои персональные данные. Во-вторых, если звонят на номер домашнего или сотового телефона и говорят, что ваш родственник попал в беду, прежде, чем бросаться на помощь любыми путями, свяжитесь с ним, уточните информацию, обзвонив близких ему людей. И ни в коем случае не совершайте никаких переводов. И, в-третьих, не попадаться на провокации нежданных выигрышей суперпризов, а все незнакомые смс-сообщения просто удалять.

– Какими должны быть первые действия человека, если он вдруг стал жертвой мошенников?

– Потерпевший, независимо от того, в какой точке России находится, должен обязательно обратиться в правоохранительные органы, в ближайшее отделение банка и к оператору связи.

Стоит заметить, что мошенники, отправляя смс-сообщения, не знают, каким банком выдана карта и существует ли она вообще у человека. Они рассчитывают на то, что сегодня практически у каждого россиянина есть в наличии хотя бы одна карточка какой-либо кредитной организации.

Мы обратились в Сбербанк с вопросами о безопасности клиентов, так как любой клиент банка, подключивший услугу «Мобильный банкинг», может отныне пользоваться услугой «Сбербанк онлайн». Клиенту предоставляется возможность распоряжаться своим счетом через ноутбук, компьютер либо мобильное устройство, подключенное к интернету.

Те, кто желает обогатиться за счет ваших денег, придумали достаточно способов усыпить внимание клиентов и вынудить выдать «пароли и явки», то есть дать конфиденциальную информацию, которая поможет им снять деньги с вашего счета. «Работают» мошенники через смс и e-mail рассылки, подделывают банковские сайты – и всё ради того, чтобы заполучить ваши деньги, причем, с вашей же помощью. Суммы украденных переводов варьируются от 30 до 300 тысяч рублей.

Злоумышленники, как правило, целенаправленно в тексте сообщения пишут цифру «900», пытаясь ввести в заблуждение. Пользователям «Мобильного банка» следует обращать внимание на номер, с которого пришло смс, а не на цифры в тексте. Отправка ложных сообщений с номера «900» невозможна.

Кроме того, есть ряд рекомендаций Сбербанка по защите от смс и e-mail мошенничества. Мошеннические смс-сообщения, как правило, информируют о блокировке банковской карты, о совершенном переводе средств или содержат другую информацию, побуждающую перезвонить на указанный в смс-сообщении номер телефона для уточнения информации. Затем мошенники представляются сотрудниками службы безопасности, специалистами службы технической поддержки и в убедительной форме предлагают срочно провести действия по разблокировке карты, по отмене перевода и т.п., в зависимости от содержания смс-сообщения. В случае получения подобных смс-сообщений банк настоятельно рекомендует:

• не перезванивать на номер телефона, указанный в смс-сообщении;

• не предоставлять информацию о реквизитах карты (номере карты, сроке ее действия, ПИН-коде, CVV2/CVC2 коде, контрольной информации по карте) или об одноразовых паролях, в т.ч. посредством направления ответных смс-сообщений;

• не проводить через банкоматы и иные устройства самообслуживания никакие операции по инструкциям, полученным по телефону.

Если все же клиент стал жертвой мошенничества, то ему необходимо незамедлительно заблокировать карту для предотвращения дальнейших действий мошенников. Далее клиенту необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о противоправном списании денежных средств. Ответственным за противоправные действия является лицо, их совершившее. Каждый случай мошенничества рассматривается банком отдельно, на основе поступивших от клиентов заявлений.

Так, есть ряд простых руководств, которым должны следовать владельцы банковских карт:

 ПИН-код карты должен быть известен только владельцу карты;

 ни при каких обстоятельствах банковская карта не должна использоваться третьими лицами, в том числе родственниками;

 в торговых точках, кафе платежные операции по карте должны проводиться в присутствии владельца;

 интернет-покупки необходимо совершать только на известных, проверенных  ресурсах (или использовать электронные кошельки).

Пользователям «Мобильного банка» необходимо:

 при утрате мобильного телефона (устройства), на который подключена услуга «Мобильный банк» или на которое установлено мобильное приложение «Сбербанк онлайн», следует срочно обратиться к своему оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в контактный центр банка для приостановки действия услуги «Мобильный банк» и/или «Сбербанк Онлайн»;

 при смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», обратиться в любой офис Сбербанка и оформить заявление на отключение услуги «Мобильный банк»;

 установить на телефон антивирус и своевременно его обновлять. Для платформы Android  рекомендуются бесплатные приложения DrWeb for Android Light (доступен для загрузки из Google Play) и Kaspersky Internet Security for Android (пробная версия доступна на сайте компании, также будет доступна для загрузки из Google Play). Для клиентов банка – абонентов Билайн и Мегафон, использующих аппараты под управлением Android, доступен антивирус, который бесплатно можно скачать с сайта банка.

Подробные рекомендации по мерам личной безопасности владельцы банковских карт получают в период выдачи карты. Памятка и руководства для пользователей банковских карт и других услуг банка также размещены на сайте Сбербанка.

При любых подозрениях на утрату личной информации по карте следует незамедлительно обратиться в контактный центр банка по телефонам: (495) 500-5550, 8 800-555-5550.

Подключая мобильный банк, следует четко себе уяснить, что он из себя представляет, какую ответственность вы возлагаете на самого себя. Ведь «спросить с банка», если вы сами, по своей безалаберности, выдали мошенникам пароли и номера, может и не удастся. Многие из клиентов, собственно, и пеняют Сбербанку за его самоустранение от подобных ситуаций, нежелание расследовать случаи обмана. Банк, конечно, парирует: безопасность вашего кошелька теперь и в ваших руках тоже. Поэтому внимательно изучите правила, держите личные сведения при себе и берегите свои деньги! Юлия ТАРАСОВА.