Певец родного края                                                                                2 мая 2015 года

Мой дедушка Никонов Иван Афанасьевич родился в 1928 году в урочище Намцы, в верховье реки Нюи. Он один из шести детей Афанасия Никонова и его жены Екатерины. У прадедушки было пять сыновей и дочь.

Афанасий Прокопьевич Никонов родился в 1898 году в урочище Намцы Кубергана. Вся трудовая жизнь у прадедушки связана с колхозом «Рабочий». Осенью и зимой дед ходил в тайгу на пушные промыслы. Считался одним из лучших охотников в колхозе, добыл более ста медведей.

В народе слыл он человеком веселым, добрым, умеющим занимательно рассказывать разные истории. Долгими зимними вечерами внукам рассказывал якутские сказки, загадывал загадки, читал  чабыргахи (якутская скороговорка), мастерски сказывал олонхо. Известен как талантливый певец-импровизатор, запевала в танце осуохай. У него было несколько авторских олонхо. Точно известно, что прадедушка исполнял пять своих олонхо. Из них я нашел названия только двух произведений: «Эрэйдээх буруйдаах Эр Соготох», «Дьиэссэкэ Бухатыыр». Названия других его произведений из родственников уже никто не помнит. В то время никто не записывал на магнитофон, исполнением олонхо не очень интересовались, поэтому слова знал только автор, так как он был и исполнителем, и сочинителем. Я не ошибусь, если скажу, что мой дед Иван один перенял искусство тойука, запевалы осуохая от своего отца.

Всю свою жизнь он принимал самое активное участие в проведении национального праздника Ысыах, где своим проникновенным голосом воспевал красоту родного края, реки Нюи, родной Чамчи, выражал свои надежды на дальнейшее развитие села, Якутии.

Было время, когда народ саха начал забывать свою национальную культуру, утрачивать интерес к национальному танцу осуохай и пению тойука. Мой дед Иван Афанасьевич одним из первых начал работу по возрождению традиций и обычаев своего народа. Ни одно мероприятие в Чамче, будь то свадьба, новоселье, вечер в клубе, возвращение сыновей с удачной охоты, не обходилось без слов его алгыса – напутствия, осуохая или тойука. Он брал оладьи, исполнял ритуал поклонения огню и торжественно обращался со словами благодарности к нашему предку Бырдьа Бытык. Обращение свое всегда заканчивал тойуком. Старики до сих пор с теплотой вспоминают его: «Уйбаан, дьэ, оһуохайы этэр да киһи этэ-э», мол, «Иван был отличным запевалой осуохая». Так они выражают свое восхищение умением деда Ивана очень красиво, виртуозно, экспромтом слагать песню, восхваляющую просторы края, описывать красоту лета, являющегося для якутов символом счастливой, богатой жизни. Он мог петь часами, не зная отдыха, весь отдавшись своему пению.

Когда в школах, начиная с 1991 года, начали изучать якутскую национальную культуру, «Үрүҥ Уолан», он стал частым гостем учащихся. Иван Афанасьевич очень любил фольклорные вечера, где с упоением рассказывал об истоках устного народного творчества, о своем отце-олонхосуте. Я очень завидую чамчинским школьникам, которым дед при жизни сумел рассказать много интересного о тайнах якутской песни, сумел привить любовь и уважение к своей родной культуре, к своему родному языку. Я сам едва помню дедушку, потому что он умер, когда мне исполнилось три года. Помню лишь его тёплые руки, когда сидя он держал меня, будучи уже слепым, больным...

Нет в Чамче и в Орто-Нахаре людей, которые не знали бы моего дедушку Ивана Афанасьевича – тойуксута, запевалу осуохая. В настоящее время его последователями в нашей большой семье являются мой дядя Николай Никонов, проживающий в г. Якутске, тетя Екатерина Максимова, дядя Василий Никонов, связист в Чамче, которые тоже принимают участие на праздниках. Отрадно и то, что моя маленькая племянница Милена Никонова имеет хороший голос и с большим интересом занимается в фольклорном кружке, принимает участие в концертах и уже несколько раз побеждала на конкурсах во время празднования Ысыаха. Евгений НИКОНОВ, 8 класс. Орто-Нахара.