Найти  и обезвредить                               15 августа 2015 года 

При всех прелестях лета, есть у этого времени года и отрицательный момент, без которого не обходится ни один сезон – лесные пожары. Парадоксально, но вопреки устоявшемуся мнению, что причиной таких пожаров является человеческий фактор, большинство из них (около 70%) происходит, в связи с грозами. Однако, независимо от причины возникновения пожара, его последствия могут быть самыми катастрофическими, и чем быстрее он будет локализован и потушен, тем меньший ущерб будет нанесен и лесным массивам и экономике республики.

Поиск и ликвидация лесных пожаров в Якутии – основная задача ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Ленское авиаотделение возглавляет старший летчик-наблюдатель Сергей Валиков, для которого нынешний пожароопасный сезон является юбилейным – 30-ым с начала деятельности. Её начало Сергей Николаевич вспоминает с грустной ностальгией, так как, несмотря на большое количество пожаров летом 1986 года, служба была, что называется, во всеоружии. Тогда в распоряжении Ленского отделения было три воздушных судна (которые, зачастую, находились в небе одновременно) и 80 человек личного состава. Тогда лесным пожарным, действительно, было что противопоставить огню. Да и финансирование всей деятельности было не в пример нынешнему. Сейчас лесных пожаров меньше не стало, кроме природных факторов и непотушенных костров рыбаками-охотниками, добавились проблемы, связанные с активным освоением территории нефтегазовыми компаниями и их подрядчиками. Несмотря на их всевозможные заверения в неукоснительном соблюдении пожарной безопасности, они её все же нарушают. Далеко не весь транспорт, работающий в тайге, оснащен искрогасителями выхлопных труб, не соблюдаются правила сжигания порубочных остатков, а иногда места под новые площадки попросту выжигаются. Увы, но существуют еще и умышленные поджоги не совсем адекватными согражданами.

- За тридцать лет я видел и расцвет, и глубочайший кризис авиаохраны – констатирует Сергей Николаевич, - бывали времена, когда службу хотели вообще ликвидировать. Тем не менее, несмотря ни на что, мы продолжаем работать. Сегодня коллектив состоит из 18 человек: 10 – постоянных и восемь  – сезонных. Авиапатрулирование, в связи с высокой стоимостью топлива, теперь совершается нерегулярно, а в большей степени - по мере необходимости.

Вопрос о космическом мониторинге Сергей Николаевич воспринял с ироничным скептицизмом, ответив, что данный способ обнаружения пожаров должен определять возгорание в радиусе 25 га, на деле же этот показатель, как правило, увеличивается до 60, когда огонь остановить уже очень трудно. Поэтому, пока разрешение аппаратуры значительно не увеличится, авиапатрулирование останется наиболее эффективным способом обнаружения. Что касается оснащения воздушных пожарных, то здесь ситуация коренным образом не изменилась: те же помпы и мотопилы, разве что теперь - импортного производства. Неплохие результаты для быстрого создания минполосы ранее достигались с помощью взрывчатки, однако, с 2004 года, в связи с террористическими угрозами, её применение было запрещено. Также раньше возможен был быстрый переброс тяжелой техники к месту пожара с помощью вертолета, сейчас этого тоже нет. Что касается людских ресурсов, то здесь существует взаимовыручка и поддержка – ленские парашютисты-десантники оказывают помощь при тушении огня в соседних районах, то же самое происходит, когда у нас горят большие лесные массивы.

Сложным по пожарам выдался прошлый год, когда Ленская авиаохрана работала практически без выходных на протяжении 2,5 месяцев при 16-часовом рабочем дне. Огонь угрожал Пеледую, Витиму, Толону, и самому райцентру. За это время Сергей Валиков провел в воздухе 350 часов.

Константин НИКОЛАЕВ. Фото автора.