В целик                   24 февраля 2018 года

Витимская плеяда советских руководителей

Маленький штрих. В очень короткий срок Долбилкин добился того, что водители трелевочных тракторов возили с собой по два бревна, которые подкладывали под гусеницы, переезжая выноса плотов. Строго следил за этим, не спуская никому, сразу лишал премии за нарушение. Выноса – это тросы, которыми формирующийся плот делового леса закреплялся к «мертвякам». «Мертвяки» - это три – четыре связанных бревна, закопанные в берег реки на глубину до пяти метров и имеющие выход на поверхность, в виде толстого троса с большой петлей на конце. И уже к этой петле цепляли выноса. На берегу Серкинской курьи они еще лежат и вполне готовы к эксплуатации.

Иван Прохорович стал кардинально менять способы доставки продукции на берег реки. В первую очередь, много сил приложили к строительству Серкинской курьи, под прикрытием которой вплоть до 1994 года формировали морские и речные плоты делового леса. Используя благоприятный вид берега, бульдозерами скоблили его, создавая искусственный полуостров. Бульдозера были маломощны. С-80. Отвал работал на лебедке, а не гидравликой, как сейчас. Но справлялись. Год, другой, и вот он, затон для защиты плотов.

Еще будучи заведующим производством, начал работу по изменению транспортировки пиловочника на берег в район современной причальной стенки, где его грузили на баржи. Подход был прост и в то же время необычайно сложен. Продукцию просто сбрасывали с крутого берега, неся при этом, казалось, минимальные финансовые расходы. Но это удешевление затем выливалось в копеечку, которая исчислялась уже сотнями рублей. Во-первых, достаточно большое количество бревен ломалось, кололось – было много брака. И, во-вторых, падая вниз, они образовывали хитросплетенные завалы, разбирать которые было дорого по трудозатратам и опасно для рабочих. Уходя от такого вида доставки, стали рыть спуски к реке и самым серьезным образом строить причальную стенку для погрузки делового леса на корабли. В ее основание легла баржа, которую именно сюда прибило весенним ледоходом. Она где-то выше Витима зимовала во льду и весной ее притащило. В ней оставалось топливо, и поэтому баржа целое лето портила нам, ребятишкам, купание в реке, распространяя вдоль берега пахучую маслянистую пленку солярки. Однажды здесь во время разгрузки баржи с товарами уронили контейнер с куревом. Несколько дней, вначале густо, потом все реже и реже, несло сигареты с названием «Якутия». Темно-вишневая пачка и на лицевой стороне в гордой грациозной позе на скальном обрыве на фоне восходящего солнца благородный белый северный олень. (Тянет автора на сентиментальные воспоминания, что с ним не делай – М.А.).

 Заготовленный хлыстовой лес необходимо было доставлять на пилораму, и сама собой заявила о своей необходимости лесовозная дорога. Для ее строительства не было специализированной техники. Экскаваторы заменяли специальными эстакадами, которые нависали настилом из бревен над выкопанным бульдозерами углублением. В эту траншею,

 

Михаил АМУЗИНСКИЙ.