Государственное учреждение редакционно-издательское объединение «Ленский вестник»

Республика Саха (Якутия), г.Ленск, ул.Каландарашвили, д.28 тел./факс: 8(41137)4-28-64 e-mail: rio (a) lenvest.ru 

 

 

 

 

Православный

календарь

4 июня - День Святой Троицы. Пятидесятница

5 июня - Духов день (День святого Духа)

6 июня - Прославление блаженной Ксении Петер-бургской

24 июня – Празднование иконы Божией Матери «Достойно Есть»

Омовение: первый шаг на пути к Богу                                        20 января 2018 года

Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Во всех исторических церквях этот праздник привязан к дате древнего праздника Богоявления. Часть православных церквей, в том числе Русская, придерживающиеся юлианского календаря, празднуют крещение 6 (19) января; для этих церквей этот день в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Крещение-один из самых главных и значимых праздников в жизни православных христиан. Испокон веков в этот день многие люди совершали омовение в проруби, набирали в сосуды освященную воду и ходили в церковь. И каждый надеялся, что в этот день он коснется Божьей благодати и очистится от грехов. Но так ли на самом деле? Об особенностях благочестивого праздника и связанных с ним поверий, нашей газете рассказал Святитель Храма Иннокентия Московского протоиерей о. Анатолий.

 

--Этот праздник положил начало не только общественной проповеди Спасителя, не только евангельской проповеди вообще, но и преображению всего мира, ради которого Господь пришел на землю. Мы слышим слово, которое призывает человека к нравственному совершенству. Мы видим действие, мистическое действие – крещение, которое на духовном уровне меняет человека. Каждый христианин, посещающий церковь, начинает свою жизнь с крещения. У нас многие говорят, «я верю в Бога и мне этого достаточно», но на самом деле верить в Бога-это не только признавать факт бытия Бога. Надо стараться жить в тех рамках, стремиться к тем идеалам, к которым призывает Господь. Поэтому, крещение для христиан - вещь обязательная, потому что это таинство людям заповедовал сам Христос. Через крещение, через водное омовение человек мистически преображает свою душу, делает ее открытой для воздействия Божьей Благодати. Конечно, люди могут и без

Игорь ПЕТРОВ.

 

 

Рождественская беседа                             6 января 2018 года

Как часто мы обращаемся к своей душе и Богу? Что терзает современного человека? Стоит ли из-за политических разногласий портить отношения с людьми? На эти и другие вопросы ответил настоятель храма святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского Ленского благочиния, протоиерей Анатолий Астафьев.

Семейные ценности прежде всего

- Как вы празднуете Рождество? И отмечаете ли Новый год?

- Ежегодно Рождество мы отмечаем одинаково, но это не значит, что оно проходит без радости. С шестого на седьмое января я провожу божественную Литургию в храме, на которой присутствуют жена и дети. После богослужения мы собираемся в трапезной комнате воскресной школы, накрываем праздничный стол, беседуем до утра. А уже седьмого января мы приглашаем наших друзей на ужин. Я очень люблю проводить время со своими друзьями. Мы, как настоящие русские люди, беседуем обо всем: о политике, о истории, о человеческих судьбах, об обычной жизни. Даже песни поем. В прошлом году мы с семьей отца Дионисия отправились на святочные колядки. Я и отец Дионисий были в образе Деда Мороза, а наши супруги преобразились в Снегурочек, а дети как хотели, так и разукрасились. Мы ходили по квартирам, собирали подарки. Люди реагировали по-разному, но чаще всего от жителей исходила положительная реакция.

На мой взгляд, Новый год не несет какую-то праздничную составляющую, это просто смена календарной даты. Раньше в нашей стране так бурно Новый год не отмечали. Основным праздником было все-таки Рождество, в нем скрыт глубинный смысл. Этот праздник выражает благодарность человека Богу. Волшебство этого дня чувствуют не только дети, но и взрослые.

Тем не менее, Новый год мы встречаем так же богослужением, после чего накрываем постный стол, вспоминаем прошедший год. Подарки мы друг другу дарим именно на Рождество и елку наряжаем 5-6 января. Хочется поделиться, что любимыми днями так же являются первое и второе января, потому что в это время удается побыть вместе с семьей, обычно это не всегда получается сделать в течение года. Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, какой великой ценностью является семья.

-  Какие качества необходимо воспитывать в детях в первую очередь?

- На мой взгляд, современное общество, в плане воспитания,  пытается изобретать велосипед с нуля. Почему мы не можем пользоваться в этом направлении опытом наших предков? Сколько поколений было уже воспитано! Сегодня воспитание ребенка нацелено на его будущее социальное положение. Раньше же детям объясняли, что счастье заключается не в деньгах, а в духовных качествах. Первое понятие, которое вкладывали в юное сознание – это уважение к старшему поколению, что и становилось фундаментом для дальнейшего развития. Также с раннего детства воспитывали любовь к трудолюбию. И это делали не для того, чтобы получить дополнительную помощь, а для того, чтобы у ребенка как можно раньше возникали полезные навыки. Сегодня для большинства труд является неким бременем, благодаря которому можно получить зарплату. А ведь человек работу может воспринимать с радостью. Наверное, именно эти понятия, в первую очередь, необходимо развивать в детях.

О чем молчит душа?

- Какая главная духовная проблема, по вашему мнению, скрыта в современном человеке?

- Как бы банально это не звучало, но безбожие является главной проблемой. Сегодня без Бога живут даже те люди, которые приходят на Пасху в храм. Для общества Бог является в лучшем случае частью культуры, истории, традиции. А ведь  вера должна выражаться в поступках. Она становится неким культурным проявлением, но не более. Без веры человек рано или поздно погибнет, и, на мой взгляд, эта проблема является центральной.

-  Удается ли вам соблюдать пост в строгости?

- Пост – это очень полезный период для человека. Это своеобразная физкультура для души, которая помогает поддерживать духовный тонус. Конечно, я стараюсь соблюдать пост в таком виде, в каком он прописан в правилах и канонах. Бывают, конечно, какие-то исключения. Ведь порой попадаешь в такую ситуацию, когда нет возможности употребить постную еду, и это важно учитывать. Например, если человек болеет, то пост его может ослабить, в таком же положении находится женщина, кормящая ребенка. Человек, находящийся в путешествии, тоже не может строго придерживаться постного периода. На самом деле большая часть общества давно потеряла вкус не только к еде, но и к жизни. Во время поста мы восстанавливаем первоначальный вкус,  относящийся как к материальной, так и духовной пище.  

- Кто чаще всего приходит в Церковь?

- Чаще всего в Церковь приходят люди, у которых что-то случилось. И я  не могу сказать, что это плохо, потому что человек в какой-то момент начинает переоценивать свою жизнь, свою судьбу и через эти невзгоды приходит к Богу. Если составлять более конкретный портрет, то самый встречающийся человек в храме - это женщина пенсионного возраста. И мне кажется, что это зависит не от того, что им на пенсии заняться нечем, а от того, что с возрастом у человека ослабляются страстные влечения. К этому времени человек многое достигает в жизни, он начинает более мудро смотреть на окружающий мир. И стоит отметить, что женщины более религиозны, чем мужчины. Женское сердце более восприимчиво к вере и Богу. У мужчин это происходит по-другому. Бывая в других городах, я отметил для себя, что храм посещает большое количество молодых людей. И это очень радует.

- Как часто люди обращаются к исповеди?

- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять причины, по которым люди прибегают к этому таинству. Если говорить о человеке, который считает себя христианином, но находится на определенной дистанции от глубокой христианской жизни, то можно сказать следующее: у человека в жизни наступает момент, когда он чувствует тяжесть. Сначала свою тяжесть он пытается объяснить какими-то внешними факторами. Но, по мере разрешения различных жизненных вопросов, он понимает, что тяжесть никуда не уходит, а продолжает накапливаться. Люди пытаются по-разному от нее избавиться. Например, некоторые мужчины начинают пить. Другие же пытаются всмотреться в себя. Тогда приходит понимание,  что проблема заключается не во внешних факторах, а в состоянии души. После чего возникает вопрос, что с этим делать? И тогда в голове появляется ответ: обратиться к священнику и церкви. Так люди приходят к исповеди. Когда я впервые побывал на этом таинстве,  я точно понял смысл поговорки «Камень с души упал». У меня возникла удивительная легкость, я вновь почувствовал себя ребенком. А вот человек, который живет христианской жизнью постоянно, он чаще и намного глубже пытается анализировать себя, свои поступки, он понимает, что для борьбы с грехами нужен Бог, и чаще прибегает к исповеди и причастию, получая божественную благодать и силы для этой нелегкой борьбы. И я уверен, что люди, которые посещают Церковь не так часто, после исповеди на долгий период оставляют у себя в душе благодарность к Богу и вере.

- Как Церковь относится к прихожанам другого вероисповедания?

- В первую очередь нужно указать, что прихожанин – это тот, кто разделяет с тобой одну веру. Приход по большему счету – это семья, которая едина во взглядах и интересах. Таким образом, прихожанин другого вероисповедания – это событие уникальное. В моей практике с подобным я не сталкивался.

- Какую социальную работу представители Церкви проводили в 2017 году?

- У нас есть такой постоянный социальный проект, как центр раздачи одежды «Верное сердце», благодаря которому у людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, есть возможность получить чистую и аккуратную одежду. Есть проект, который связан с воспитанием молодежи, это православный казачий клуб «Витязь». Также на протяжении многих лет действует проект духовно-нравственного воспитания молодежи, популяризирующий краеведение, под названием «Возрождение». В этом году мы создавали группу «Доброхоты», которая была ориентирована на оказание добровольческой помощи. Традиционно был проведен православный съезд молодежи. Помимо этого, служители церкви приняли участие в проекте «Миллион подписей за запрет абортов», а также неоднократно проводили духовно - нравственные беседы со школьниками и молодежью.

О политике

- Какую позицию занимает православная Церковь в современном обществе?

- Церковь была институтом власти в период, который мы называем синодальным, со времен Петра I до революции. То есть на протяжении 200 лет, против воли, мы были частью государственного аппарата. Следующие 100 лет Церковь была гонимой частью общества. А сейчас мы наблюдаем уникальную ситуацию, когда Церковь является подлинной независимой структурой от государственной власти. Хочется отметить, что политическая ситуация всегда меняется, а вот Церковь, ее традиции остаются неизменной на протяжении веков. Церковь - это элемент духовной стабильности.

Хочется отметить, что сегодня в обществе пытаются организовать новую форму гонений на Церковь, и этим занимаются либеральные демократы. Они создают клевету и вносят ее в массы, изменяют исторические факты и т.д. Еще в 90-ые года американские политологи твердили, что главной целью политики США в отношении России является борьба с русской православной Церковью. Они понимали, что если произойдет серьезное возрождение России, то оно будет не только политическим, но и идеологическим.

- Не так давно в нашем районе состоялись выборы. В предвыборный период отношения были обострены не только среди оппонентов, но среди обычных граждан. Как вы считаете, почему была проявлена такая агрессия? Почему политические игры так сильно оказывают влияние на отношения людей?

- Если честно, я не был удивлен такому проявлению. Если у нас кандидаты между собой ругаются, то почему бы и обычным гражданам не последовать их примеру? У меня однажды состоялся разговор с одним из кандидатов, в рамках которой я отметил, что не надо скатываться до уровня личных оскорблений, так как наступит момент, когда станет ясно, кто выиграл, а кто проиграл. И однажды придется сидеть друг с другом за одним столом переговоров. И как потом сотрудничать с человеком, которого вы оскорбляли?

- На мой взгляд, у нас в городе очень нездоровая атмосфера. Сегодня  около 40 человек формируют политику и жизнь нашего района. Они должны иметь какую-то консолидацию между собой, для того, чтобы все силы направить на улучшение жизни, а не для того, чтобы конфликтовать. Я надеюсь, что новый глава района найдет в себе мудрость и силы для того, чтобы переломить эту ситуацию. Потому что очень хочется, чтобы в нашем районе была семейная и дружная атмосфера. Я призываю всех руководителей и всех людей, которые имеют отношение к власти, найти в себе силы, отбросить амбиции и работать на благо района. У нас замечательный город, прекрасная природа. Не хватает только уважительного отношения друг к другу.

Доброе напутствие

- Я хотел бы всех поздравить с замечательным и чудесным праздником - Рождеством Христовым. А также с наступлением Нового года. Желаю всем выдержки, мудрости, которые необходимо проявить в этот сложный исторический момент. Люди, не ждите в 2018 году счастья. Оглянитесь! Вас окружают люди, которые вас любят и которых должны любить вы. Не ищите новых открытий, а лучше подойдите к тем людям, которые рядом с вами, поцелуйте их, обнимите и сделайте что-то хорошее. Ведь мы вечно экономим силы и время для того, чтобы сделать добрый поступок, сказать доброе слово своим близким людям. Давайте друг к другу относиться с большой любовью!

Подготовила Галина ПЕРЕВАЛОВА.

 

 

Для чего Рождество?                3 января 2018 года 

Эту ангельскую песнь, услышанную пастухами в ночь Рождества Христова, вот уже двадцать веков воспевает Церковь Христова, начиная каждый день таким славословием.

Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов ХХ века митрополит Антоний Сурожский, «Бог отдает Своего Сына – да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть – это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что – как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и умирает». Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.

***

Рождество

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце.

Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он - редко, выпадет - и стаял. А у нас повалит, - свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах - сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях - вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит - и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай - увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса... - вот радость!..

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, - скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща... У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило.

А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы - к Рождеству. Обоз? Ну будто поезд... только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут. Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые, тамбовцы, с Волги, из-под Самары. Везут свинину, поросят, индюшек, - "пылкого морозу". Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь... Знаешь - рябчик? Пестренький такой, рябой... ну, рябчик! С голубя, пожалуй, будет. Называется - дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Здесь редко видишь, а у нас - обозами тянули. Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу - и домой, чугункой. Чугунка? А железная дорога. Выгодней в Москву обозом: свой овес-то, и лошади к продаже, своих заводов, с косяков степных.

Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, - там лошадями торговали, - стон стоит. А площадь эта... - как бы тебе сказать?.. - да попросторней будет, чем... знаешь, Эйфелева-то башня где? И вся - в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи - как дрова лежат на версту. Завалит снегом, а из-под снега рыла да зады. А то чаны, огромные, да... с комнату, пожалуй! А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает... - розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, - наплевать! Нищий подберет. Эту свиную "крошку" охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой - поросячий ряд, на версту. А там - гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик... Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия, - без весов, на глаз. Бывало, фабричные впрягутся в розвальни, - большие сани, - везут-смеются. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины... Богато жили.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, - душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик - льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..

В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон - другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет. Выйдешь - певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы - белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый... - и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови Свет Разума...

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком - знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка... осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.

Идешь из церкви. Все - другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Воя она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год - над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая. Бывало, думал: "Если к ней идти - придешь туда. Вот, прийти бы... и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он - в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне... Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!" Смотришь, смотришь - и думаешь: "Волсви же со звездою путеше-эствуют!.."

Волсви?.. Значит - мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал - волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, - думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься.. Видишь - кормушка, с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит? Да, и волков... всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи, склонились... и цари, волхвы... И вот, подходят волки. Их у нас в России много!.. Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь - впустят? Ну конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звезды... все звезды там, у входа, толпятся, светят... Кто, волки? Ну, конечно, рады.

Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! Ресницы смерзлись, а от звезды все стрелки, стрелки...

Зайдешь к Бушую. Это у нас была собака, лохматая, большая, в конуре жила. Сено там у ней, тепло ей. Хочется сказать Бушую, что Рождество, что даже волки добрые теперь и ходят со звездой... Крикнешь в конуру: "Бушуйка!" Цепью загремит, проснется, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руку, будто скажет: да. Рождество. И - на душе тепло, от счастья.

Мечтаешь: Святки, елка, в театр поедем... Народу сколько завтра будет! Плотник Семен кирпичиков мне принесет и чурбачков, чудесно они пахнут елкой!.. Придет и моя кормилка Настя, сунет апельсинчик и будет целовать и плакать, скажет: "Выкормочек мой... растешь"... Подбитый Барин придет еще, такой смешной. Ему дадут стаканчик водки. Будет махать бумажкой, так смешно. С длинными усами, в красном картузе, а под глазами "фонари". И будет говорить стихи. Я помню:

И пусть ничто-с за этот Праздник

Не омрачает торжества!

Поднес почтительно-с проказник

В сей день Христова Рождества!

В кухне на полу рогожи, пылает печь. Теплится лампадка. На лавке, в окоренке оттаивает поросенок, весь в морщинках, индюшка серебрится от морозца. И непременно загляну за печку, где плита: стоит?.. Только под Рождество бывает. Огромная, во всю плиту, - свинья! Ноги у ней подрублены, стоит на четырех култышках, рылом в кухню. Только сейчас втащили, - блестит морозцем, уши не обвисли. Мне радостно и жутко: в глазах намерзло, сквозь беловатые ресницы смотрит... Кучер говорил: "Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать Младенцу, все хрюкала. Потому и называется - свинья! Он ее хотел погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола!" Смотрю я долго. В черном рыле - оскаленные зубки, "пятак", как плошка. А вдруг соскочит и загрызет?.. Как-то она загромыхала ночью, напугала.

И в доме - Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, - другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, - звездочки, в лесу как будто... А завтра!..

А вот и - завтра. Такой мороз, что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над Барминихиным двором - в дыму, висит пунцовым шаром. Будто и оно дымится. От него столбы в зеленом небе. Водовоз подъехал в скрипе. Бочка вся в хрустале и треске. И она дымится, и лошадь, вся седая. Вот мороз!..

Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить... Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда Он водит "славить". Мишка Драп несет звезду на палке - картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, - свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом.

- "Волхи же со Звездою питушествуют!" - весело говорит Зола.

Волхов приючайте,

Святое стречайте,

Пришло Рождество,

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет...

Он взмахивает черным пальцем, и начинают хором:

Рождество Твое. Христе Боже наш...

Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу Правды. Васька, мой друг, сапожник, несет огромную розу из бумаги и все на нее смотрит. Мальчишка портного Плешкин в золотой короне, с картонным мечом серебряным.

- Это у нас будет царь Кастинкин, который царю Ироду голову отсекает! - говорит Зола. - Сейчас будет святое приставление! - Он схватывает Драпа за голову и устанавливает, как стул. - А кузнечонок у нас царь Ирод будет!

Зола схватывает вымазанного сажей кузнечонка и ставит на другую сторону. Под губой кузнечонка привешен красный язык из кожи, на голове зеленый колпак со звездами.

- Подымай меч выше! - кричит Зола. - А ты, Степка, зубы оскаль страшней! Это я от бабушки еще знаю, от старины!

Плешкин взмахивает мечом. Кузнечонок страшно ворочает глазами и скалит зубы. И все начинают хором:

Приходили вол-хи,

Приносили бол-хи,

Приходили вол-хари,

Приносили бол-хари.

Ирод ты Ирод,

Чего ты родился,

Чего не хрестился,

Я царь Ка-стинкин,

Маладенца люблю,

Тебе голову срублю!

Плешкин хватает черного Ирода за горло, ударяет мечом по шее, и Ирод падает, как мешок. Драп машет над ним домиком. Васька подает царю Кастинкину розу. Зола говорит скороговоркой:

- Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут - не бросим!

Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а Золе подносят и зеленый стаканчик водки. Он утирается седой бородкой и обещает зайти вечерком спеть про Ирода "подлинней", но никогда почему-то не приходит.

Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху.

Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают.

Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, промерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это - "последние люди", музыканты, пришли поздравить.

- Береги шубы! - кричат в передней.

Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой, и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты играют и играют.

Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит - и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье... - должно быть, в кухне.

В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними - звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.  Иван ШМЕЛЕВ.

***

Отчаянию нет места

Молитва – это, в первую очередь, движение души. То, с помощью чего душа движется к Богу. Душевная способность, сходная с состоянием влюбленности, пробуждающая сердце. Когда к тебе придет это состояние, ты будешь наблюдать его и при общении с окружающими. Ты увидишь, что Бог посылает ответ на твою молитву через самых разных людей и события. Да, и возможно, ты будешь ошибаться – несмотря на то, что помолился утром. Но и в такие моменты поблагодари Его и скажи: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты помог мне узнать себя получше через мою оплошность. Прости меня!» И твоя душа, обратившись к Богу, успокоится, а у тебя прибавится любви на оставшуюся часть дня. Не получилось сразу? Загляни в себя поглубже. Признай свою ошибку, или смирись с постигшим тебя испытанием, потому что в конечном итоге всё – к лучшему.

***

Священник отвечает:

Гадания на Святки? Гадания на Святки – древняя русская традиция или языческое мракобесие? Чем опасны гадания на Святки и Рождество?

Лукавый на выдумки хитер и для того, чтобы свое лукавство оправдать, обязательно удивительные по находчивости аргументы преподнесет. Нет оправдания гаданию. Церковь об этом на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась. Не существует безопасных методик, как и нет деления на «белых» и «черных» магов. Многократно проповедовали и писали о вреде гаданий и предсказаний Святые Отцы Церкви. Вот слова святителя Василия Великого: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами». Понятно, что человеку, входящему в новый год, далеко не безразлично «что день (год) грядущий мне готовит». Этот интерес всемерно поддерживается всеми СМИ, начиная от бульварной газеты и заканчивая «серьезными» программами на центральных каналах телевидения. Сегодня, в эпоху интернета, когда для получения информации необходимо лишь умение пользоваться поисковой системой, абсолютно незатруднительно узнать, что же предсказывали нам «ведущие» маги, астрологи и прочие доморощенные и из-за кордона привезенные оракулы и всевидцы. Почему даже Божье установление и церковный запрет на любые виды гадания и предсказания не берется во внимание? Одна из причин – духовная всеядность. 20 лет религиозной свободы так и не смогли выработать у нас, православных, четкого понимания «что такое хорошо и что такое плохо». По-прежнему сочетание церковных Таинств и молитв с оккультными практиками и верой в равновеликость добра и зла практикуется, а иногда и благословляется. Вера в то, что без нашего духовного труда, стремления к соблюдению заповедей и постоянной церковной жизни можно добиться того, что надобно именно сейчас, и есть основа существования магов всех мастей и категорий. Церковь категорически запрещает гадания (будь то святочные или любые другие): «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора). Необходимо постоянно помнить, что любое предсказание и магическое утверждение, обязательно оставляет след в нашей жизни, даже если мы просто их выслушиваем и считаем лишь «игрой». Этот след далеко не безобиден. Он вольно и невольно будет лишать нас того, что есть высшая ценность – свободы собственной воли, Богом нам данной. Не надо забывать, что Христос рождается в Вифлеемской пещере еще и потому, чтобы быть свободным и не зависеть в своем выборе ни от римского императора, ни от царя Ирода, ни от иудейского Первосвященника. Так зачем же нам, Христа славящим и Ему верующим, эту свободу отдавать результату гадания?

Православный календарь

на февраль

 

6 февраля

 - Блаженной Ксении Петербургской

7 февраля

- Иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

10 февраля

- Преподобного Ефрема Сирина

12 февраля

- Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоана Златоуста

15 февраля

- Сретение Господа нашего Иисуса Христа

18 февраля

- Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост

25 февраля

 - Иверской иконы Божией Матери

 

От Господа стопы человеку исправляются                   12 ноября 2017 года

Святитель Иннокентий не был теоретиком, рассуждающим в уютном кабинете о методологии и принципах миссионерской работы, но сам шел к людям с проповедью Христа. Сорок четыре года своей жизни он неустанно трудился на миссионерском и просветительском поприще, простирая свою деятельность на Алеутские, Командорские и Курильские острова, Аляску и Чукотку, Амурский край, Якутию, Камчатку и Дальний Восток. Им двигала любовь, которая не различает ни национальности, ни социального положения, ни образовательного уровня, но в каждом человеке видит образ Божий. Его не пугали ни стужа, ни снег, ни ледяные волны, ни огромные расстояния.

О личности Иннокентия Вениаминова, о его духовном подвиге и обширном богословском и научном наследии написано много книг. Но из всех сочинений о святителе выделяется книга Прокопия Громова  «Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском». Именно  Громова следует считать первым биографом преосвященного Иннокентия, а саму книгу, опубликованную в год его смерти (1879), основой последующих житий и биографий.

Святитель Иннокентий и протоиерей Прокопий Громов были не просто современниками, их судьбы тесно переплетены: они вместе учились в Иркутской духовной семинарии, затем отец Прокопий служил под началом епископа Иннокентия в Камчатской епархии, до конца жизни они состояли в переписке. Особое внимание Прокопий Громов уделил детству и юности будущего святителя, описанию его природных задатков и формированию характера.

Святитель Иннокентий родился 26 августа 1797 года в селе Ангинское Верхоленского уезда Иркутского округа. В крещении получил имя Иоанн в честь патриарха Цареградского. Отец его, пономарь Евсевий Попов, несмотря на скромное образование, был редким по тому времени педагогом. Даровитый мальчик быстро обучился грамоте и уже в семь лет мог прекрасно читать Апостол за литургией. В 1803 г. он лишился отца, и его взял в свой дом дядя, диакон Димитрий Попов, живший тогда в Иркутске. На десятом году жизни Иван был принят в Иркутскую духовную семинарию. За отличные успехи в богословских науках ректор семинарии архимандрит Павел (Некрасов) предложил Ивану принять фамилию Вениаминов – в память почившего в 1814 г. иркутского епископа Вениамина (Багрянского).

С ранних лет Иван Вениаминов выделялся из среды учащихся. Любил уединение и большую часть времени проводил за учебой. В свободное время он занимался механикой, о которой получил первоначальные сведения от своего дяди (к тому времени овдовевшего и принявшего монашество) иеромонаха Давида, который служил в церкви при архиерейском доме, а дальнейшие, более обширные, от переселенца Клима, приглашенного иркутским преосвященным для устройства на соборной колокольне часов. Любознательный и способный семинарист часто посещал Клима, который не только обучал его, но и поручал ему изготавливать детали. Беря у Клима уроки, он дополнительно читал много книг по механике. Вскоре Иван сконструировал водяные часы, в которых станок и колеса были сделаны при помощи ножа и шила, выброшенных из семинарской кухни, циферблат – из бумаги, стрелки – из лучинки, а вода налита была в берестяной туесок и капала на привешенную под его дном жестяную дощечку, производя нечто, похожее на стук маятника; через каждый час ударял колокольчик по одному разу, что очень занимало его товарищей, так как многим в то время в Иркутске не доводилось видеть никаких часов. А изобретенные Иваном карманные солнечные часы по простоте своей конструкции вскоре появились у многих его товарищей, любовь и уважение которых он прочно заслужил.

Таким образом, Иван Вениаминов, ещё учась в семинарии, оказался уже человеком передовым и кроме школьных уроков задал своему уму такую работу, которая выработала из него и усидчивого труженика, и приучила его к выполнению всякого дела с той пунктуальностью, рассудительной точностью, с которою лучше и нагляднее всего знакомят законы механики.

Увлечения Ивана не мешали главному – учебе. В годичной ведомости о студентах и учениках Иркутской семинарии за 1816 год значится: «Студент богословия Иван Вениаминов, Иркутской округи Ангинской слободы, Ильинской церкви, умершего (в 1803 г.) пономаря Евсевия Иванова Попова сын, 20 лет, поступивший в семинарию 1808 г. марта 8 дня. Способен и прилежен. Успехов весьма хороших. Поведения честного. На казенном содержании».

В 1817 г. ректор семинарии намеревался отправить его в академию, но вдруг получил известие, что Вениаминов вступил в брак и 13 мая 1817 г. был посвящен во диакона для иркутской Благовещенской церкви.

В сане диакона отец Иоанн прослужил четыре года. 18 мая 1821 года он был рукоположен во священника к той же Благовещенской церкви. Вот что писал в своих воспоминаниях протоиерей Прокопий Громов: «Благовещенский священник, отец Иоанн Вениаминов, за свой ум, за нравственную жизнь, за послушание, за особенную чинность в отправлении богослужения и в особенности за дело учительства пользовался уже в это время пищим уважением не только прихожан, но и города».

Уже на поприще приходского служения проявились в нем яркие способности к духовному просвещению людей. Он организовал на своем приходе воскресные беседы с детьми, с необыкновенным благоговением совершал литургию. Протоиерей Прокопий Громов писал, что, задумав по окончании академического курса идти в священники, он ходил в Благовещенскую церковь, чтобы научиться у отца Иоанна благоговейному служению.

Святителю Московскому Иннокентию по заслугам перед Церковью и Отечеством принадлежит одно из первых мест в ряду делателей на ниве Божией. Его миссионерское служение совершалось на огромном пространстве: от мертвых, с вечными снегами земель крайнего северо-востока Камчатки до теплых областей Приамурья.

Его миссионерские подвиги были действительно апостольскими. Подобно древним равноапостольным просветителям – греческому царю Константину, русской княгине Ольге, святой равноапостольной Нине, киевскому великому князю Владимиру и просветителю Пермской области святителю Стефану владыка Иннокентий просветил светом Христовым обширнейшие земли. Для тех народов, на языки которых впервые благодаря его трудам были переведены священные и богослужебные книги, он имеет то же значение, какое для всего славянского мира святые Кирилл и Мефодий.

Но не только миссионерские подвиги и благотворительная деятельность прославили митрополита Иннокентия. Его имя надолго сохранится за оставленные им научные труды и духовные сочинения, явившиеся огромным вкладом в русскую и европейскую культуру. Его творения и письма представляют несомненный интерес для всех людей, ибо освещают разнообразные аспекты личной и общественной жизни великого миссионера и архипастыря. Неутомимый труженик столько же послужил Христу пером, сколько устной проповедью Христова учения. «Духовная личность митрополита Иннокентия сложилась вне условий и искусственной обстановки нашей общественной жизни: сердце его было чисто, намерения он имел всегда добрые, им не руководило ни самолюбие, ни тщеславие, искать у людей ему было нечего, рисоваться пред другими он не имел ни причины, ни цели; он являлся наружно тем, чем был внутренно: прямым, честным, искренним, любвеобильным и благожелательным пастырем. По нравственному характеру он был человек дела и труда, на подвиг, на лишения и на терпение всегда готовый, к себе неумолимо строгий, неустанно деятельный».

Совершая великие подвиги, владыка Иннокентий славу их слагал к Божиим стопам, не вменяя себе ни малейшей заслуги: «Могу ли, – говорил он, – присвоить собственно себе что-либо из того, что при мне или через меня делалось, ибо Бог видит, как тяжело мне читать или слышать, когда меня за что-либо хвалят и особенно когда сделанное другими или, по крайней мере не мною одним, приписывают мне одному. Признаюсь, я желал бы, если бы это было бы только возможно, чтобы и нигде не упоминалось мое имя, кроме перечней и поминаний».

Незадолго до своей праведной кончины святитель миссионер, стоя уже пред вратами вечной жизни, из глубины смиренного сердца попросил: «Дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было; в них много похвал. А проповедь по мне скажите: она может иметь назидание; и вот вам текст для нее: От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23)».

Православный календарь

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

 

 

Крестный путь новомученика                                 25 октября 2017 года 

В календаре Ленского благочиния в этом году есть две важные памятные даты – 18 января исполнилось 140 лет со дня рождения священномученика Евгения (Зернова) и 20 сентября – 80 лет со дня его смерти.

С именем преосвященного владыки неразрывно связана наша Мухтуя, которую он посетил во время поездки в 1913 году, и экспедиция «Возрождение».

Книга о его путешествии в Ленский край стала путеводной звездой для двух больших экспедиций по рене – в 2016-м «По пути священномученика Евгения (Зернова) на Приленской земле» и в 2017-м – «По стопам просветителей Сибири». 

Его судьба и труд апостольский не канули в Лету, они продолжают нести благодетельно-живительный луч света и сто лет спустя в нашу жизнь и укрепляют духовные связи нескольких епархий – Нижегородской, Благовещенской, Иркутской и Якутской.

Москва

Преосвященный митрополит Евгений родился 18 января 1877 года в Москве, в семье диакона Алексея Зернова. При крещении будущий святитель был назван Семеном.

В 1899 году, спустя год после окончания курса духовной семинарии, Семен Алексеевич Зернов поступил в Московскую духовную академию, где и принял 8 марта 1900 года монашеский постриг с именем Евгений. А 5 апреля был рукоположен в иеродиакона.

25 марта 1902 года состоялось его рукоположение в иеромонаха.

После завершения учебы в академии в 1902 году со степенью кандидата богословия назначен преподавателем в Черниговскую духовную семинарию.

Иркутская епархия

15 марта 1906 года иеромонах Евгений назначен ректором Иркутской духовной семинарии с возведением его в сан архимандрита.

В Иркутске, приняв пост ректора семинарии в острый момент, когда там царило раздражение воспитанников против собственного начальства, архимандрит Евгений в короткое время сумел нормализовать обстановку.

Подготовила Елена ПЛАТОНОВА.

По материалам книги «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской» и Благовещенских епархиальных ведомостей.

 

Православный календарь на ноябрь

1 ноября - Св. прав. Иоанна, Кронштадтского чудотворца

4 ноября - Празднование Казанской иконы Божией Матери

6 ноября - Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их

22 ноября - Празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»

 

Такие молитвы к нам не доходят...                                        27 сентября 2017 года

Притча

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут всё так же плохо, греха не убывает. «Господи, – думал он, – неужели не внемлешь Ты молитвам нашим? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?». Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землёй. По мере того как поднимались они выше и выше, всё слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Неслышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далёкой лютни.

– Что это? – спросил старец.

– Это святые молитвы, – ответил Ангел, только они слышатся здесь.

– Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?.. - Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

– Ты хочешь знать? Смотри.

Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть всё, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба – сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Видно было, как стоявший на левом клиросе дьячок что-то читал быстро-быстро, шлёпая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали. На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко раскрыл рот, и – ни звука! На клиросе регент раздавал ноты: хор готовился петь. «Уж хор-то, наверно, услышу», – подумал старец. Регент стукнул камертоном по колену, поднёс его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было. «Что же это такое?» – подумал старец. Он перевёл глаза на молящихся. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая. «Отчего это?» – спросил старец. «Спустимся, и ты увидишь и поймёшь», – сказал Ангел. Они медленно, никем не видимые, спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал её сердце и понял её мысли. «Ах, эта противная почтмейстерша! – думала она, – опять в новой шляпе! Муж – пьяница, дети – оборванцы, а она форсит!.. Ишь выпялилась!..». Рядом стоял купец в хорошей суконной поддёвке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаённые мысли: «Экая досада! Продешевил – товару такого теперь нипочём не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы». Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а всё время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: «Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдёт или нет?». И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились. «Теперь ты понимаешь? – спросил Ангел, – такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые». В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчётливо проговорил: «Господи! Ты благ и милостив! Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..». В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слёзы. Он молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь. «Вот молитвы, которые слышны у нас!» – сказал Ангел.

ЭТО ДАЕТ МНЕ НАДЕЖДУ... Иногда простая, коротенькая история из жизни способна поднять настроение до небывалых высот и помогает обрести Веру в людей, в Любовь, в Жизнь. А для кого-то такие истории станут хорошим поводом, чтобы совершать добрые поступки просто так, без причины! Надеемся, что у вас возникнут теплые чувства после прочтения этих коротких и добрых историй из жизни, которые дают надежду.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА. В моем подъезде на 4 этаже живет пожилая женщина, она передвигается на костылях, но каждый день выходит покормить бездомных кошек. Она живет бедно, но все же старушка всегда выносит полную кастрюльку еды. Её доброта даёт мне надежду...

МАМ, ТЫ ДАЕШЬ МНЕ НАДЕЖДУ! Восемнадцать лет назад моей маме сказали, что у нее родится ребенок с синдромом Дауна. Доктор предложил ей сделать аборт, чтобы не мучиться, воспитывая неполноценного ребенка. Моя мама отказалась. Скоро мне исполнится восемнадцать. Я вполне здоровая, без каких-либо отклонений. Мам, спасибо тебе, ты даешь мне надежду!

ДОБРЫЕ ЛЮДИ ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ.

Однажды я ехала в маршрутке с сестрой уже поздно вечером. У меня в кармане лежал телефон, а там такой карман, что вечно выпадает что-то. И вот я сидела в маршрутке, и у меня выпал телефон, а я и не заметила этого. Как только я вышла из маршрутки, я хотела посмотреть, сколько время, но телефона в кармане не обнаружила. И у меня началась паника, я взяла у сестры телефон и начала набирать себя. Но тут у меня на лице появилась улыбка, так как я услышала голос водителя, он сказал, что будет ехать круг по городу и на той же остановке, где я выходила, подождет меня. Мы с сестрой решили подождать, и вот я увидела, как водитель подъезжал и махал рукой с телефоном, он отдал телефон и сказал: больше не теряй, и улыбнулся. Такие добрые люди дают мне надежду.

НЕ НАДО РУГАТЬСЯ, НАДО УЛЫБАТЬСЯ. Однажды, когда я была маленькая, мама и папа жутко поссорились. Они кричали друг на друга, а бабушка не знала, что сделать, просила их остановиться, но они не слышали ее. И тогда пятилетняя я подбежала и крикнула: "Не надо лугаться, а надо уибаться!" Они замолчали, посмотрели на меня и рассмеялись. Их безграничная любовь ко мне дает мне надежду.

ДОБРО ЗА ДОБРО! Однажды выхожу из магазина и вижу:

 

Как бороться с сомнениями в вере в Бога?                 23 августа 2017 года

Я всегда, насколько это возможно, стараюсь обращаться к Святым Отцам. К тому, как они мыслят, как они понимают, как они отвечают. Православие сильно только тем, что оно утверждается на учении Святых Отцов, а не на собственных мнениях, мыслях и предположениях. Так вот, в данном случае Святые Отцы говорят, что неверие или сомнения в вере — это просто одна из страстей, так же как зависть, тщеславие и прочие вещи. И с неверием надо бороться точно так же.

1) Меня же никто не заставляет верить. Я сам убедился в этом. Вот какие основания…(надо подумать об основаниях для веры, почитать даже, если хотите). Очень печально, когда мы совсем не думаем, почему мы верим. Это какая-то беда! Что это за убеждение, которое не имеет под собой никаких оснований? Надо подумать, почему мы верим. Если у него нет таких оснований, спросить у других, знающих: «Почему вы верите?» А не просто так, получили по традиции: «Я русский, я православный. Креститься умею, в церковь хожу и всё в порядке». Если человека действительно мучают сомнения, он должен заняться этим вопросом. И если эти основания были достаточны для Вас, их надо вспоминать, когда приходят эти мысли и чувства неверия.

2) (а может быть даже и первое — зависит от человека) нужно просто отгонять эти вещи. Так же как зависть у меня возникла: «Господи, прости меня! Не хочу смотреть, не хочу думать об этом!». Возникла тщеславная мысль: «Господи, прости меня! Не хочу думать об этом!». Возникло неверие: «Отойди от меня, сатана!». Надо с этим бороться так же, как мы боремся с любой страстью. Мы же не погружаемся в неё, а боремся. «Отойди!», - переводим внимание, начинаем молиться. Точно также нужно бороться и с неверием (профессор Осипов А.).

***

Стоит ли делиться своей духовной радостью с окружающими, если зачастую они меня не понимают?

Мне постоянно хочется поделиться радостью с друзьями, знакомыми - какое счастье жить с верой, какой свет на душе после Причастия, какое покаяние постоянно открывается в тебе, и хочется и дальше очищать свою душу от страстей и грехов! Это счастье, и, чтобы обрести его, я им советую пойти в храм, изменить свою жизнь, покаяться, но меня не понимают. Мне очень грустно, может, я не должна делиться этой радостью с каждым человеком, как поступать? И еще мне не хочется общаться с этими людьми, которые не понимают этого, правильно ли это?

Слава Богу, что Вы в церкви, что вы так горячо ощущаете радость быть с Богом. Дай Бог, чтобы так было всегда. Ваши чувства вполне понятны и знакомы каждому верующему человеку, который живет церковной жизнью, часто посещает службы, глубоко и серьезно кается, регулярно причащается, искренне стремится к познанию своих грехов и очищению души. Но невозможно требовать этого от всех. Каждый человек идет своим путем, и каждый воспринимает Бога в меру состояния своей души. И изменить его состояние одними словами, к сожалению, невозможно. Человек приходит к Богу только тогда, когда чувствует в этом сильную личную потребность. Но Господь по Своему милосердию может помочь ему в этом. Поэтому не огорчайтесь, если Вас не понимают, помолитесь за этого человека и верьте, что Господь может его спасти. Не общаться с людьми, которые не разделяют Ваших религиозных чувств, неправильно. Старайтесь относиться ко всем внимательно и доброжелательно. Не затрагивайте религиозных вопросов, если на этой почве возникает непонимание. Давайте советы, только если Вас об этом попросят. Помоги Вам Господи!

***

Подскажите, пожалуйста, у меня такая ситуация: мой бывший муж - татарин (мусульманин), мы в разводе более 10 лет, у нас есть сын, живет со мной (16 лет), в браке я, естественно, веру не меняла, а вот сына по мусульманским обычаям он ввел в веру, но т.к. мы рано развелись, особо привить ему не сумел в плане веры, они изредка ходили в мечеть, сейчас прекращено всяческое с сыном общение, т.о. получается мальчиком в плане веры отец не занимается. Я хотела бы, чтоб он был крещен, но, т.к. он уже не маленький, я без его согласия это сделать не могу, а сам он посчитает это, возможно, предательством папы. Как мне его убедить, что нужно креститься?

Если сыну уже 16 лет, то я бы советовал Вам дать ему самому определить свой духовный путь, не маленький уже. Не надо питать иллюзий: привить веру невозможно – можно лишь нагрузить человека знаниями, но верить он будет в то, что ему ближе.

***

Скажите, чем могу помочь я, верующая, близкому человеку, которому поставили диагноз - неизлечимая болезнь? Человек этот неверующий, и слышать не хочет о походе в церковь.

Первая Ваша помощь такому человеку – молитва за него. Вы можете молиться о нем дома, если он некрещеный, или в храме, если он является членом церкви. Кроме того, попробуйте предложить этому человеку хорошую христианскую литературу. Посоветовать конкретные книги Вам могут в библиотеке ближайшего храма.

***

Моя подруга хочет сделать пластическую операцию - подтяжку лица. Она верующий человек, но считает, что в этом нет греха, что такая операция - это как чистить зубы, умываться и стричься. Также считает и её муж. Греховны ли такие операции?

Все зависит от той цели, с которой делается операция. Если речь идет об устранении очевидного уродства, создающего психологические проблемы — это одно, а если речь идет о желании нравиться и соблазнять лиц противоположного пола — это совсем другое, если на операции настаивает супруг — это еще один вариант обстоятельств. От этого зависит и оценка поступка. В то же время на практике чаще всего подобные операции — всего лишь отражение психологического нежелания достойно стареть, принимать данный Богом возраст и связанные с ним изменения внешности. В этом есть элемент богоборчества. В таком случае подтяжка становится грехом.

Молодой человек разорвал отношения, потому что не согласен воздерживаться до брака. Что делать?

Вопрос мой достаточно деликатный, но очень важный для православной девушки. Более полугода я встречалась с молодым человеком. О своем намерении хранить чистоту до брака сказала сразу и надеялась на его понимание. Но по прошествии 9-ти месяцев он признался, что без физической близости жить ему тяжело, и этот вопрос будет постоянно подниматься. Предложил отношения прекратить. Сейчас больно и обидно, что любимый человек не смог понять и принять это, т.к. ему странна моя позиция: как современная, общительная девушка (тем более в моем возрасте), может вести подобный образ жизни. А ведь истинная любовь подразумевает полное доверие и понимание, терпение и труд над собой. Стоит ли пытаться объяснять мою правоту (если да, то каким образом) или постараться забыть его? Понимаю, что помощь можно ждать только от Бога и на все Его воля. Стараюсь найти утешение в молитвах, но все еще очень больно и тяжело на душе.

Вы поступили совершенно правильно, не поддавшись искушению. Если молодой человек действительно бы Вас любил, то он согласился бы с Вашей позицией. То, что он предложил разорвать отношения — возможно, и к лучшему, брак с таким человеком мог стать тяжелейшим крестом для Вас. Согласен с Вами и в том, что истинная любовь подразумевает полное доверие и понимание, терпение и труд над собой. Не надо никому ничего доказывать. Молитесь Господу, просите Его устроить Вашу судьбу, и Господь не оставит Вас Своей благодатной помощью! Помоги Вам Господи!

***

Отношения с молодым человеком угнетающе отразились на мне. Что делать?

Заранее прошу прощения за длинный рассказ-вопрос! Несколько лет встречалась с молодым человеком, зная что он так и не забыл первую любовь (он утверждал, что все в прошлом, а сам переписывался с ней). Мы из-за этого много раз расходились, но когда он возвращался, я не могла ему отказать и принимала. Сейчас я ушла от него. Мне кажется, что эти угнетающие отношения сказались на моей психике. Мне всего 24 года, а в душе будто 50 лет (какая-то внутренняя усталость, уныние, неуверенность в себе. Раньше я всегда была очень активной, жизнерадостной, на неудачи не обращала внимания). Как будто я отдала всю свою энергию ему. Мне кажется, на мне есть порча или кто-то сглазил, или я расплачиваюсь за свои грехи. Подскажите, как себя от этого очистить? Какие молитвы? Какие обряды совершить в церкви? (стала посещать церковь чаще, чем раньше). Я еще не замужем. Но очень хочется найти своего спутника жизни, создать семью, родить детей (только вера в это угасает). Подскажите, какие молитвы читать?

Супружеские отношения Господь даровал только любящим супругам в награду за их любовь и верность. В этом случае они становятся источником радости, во всех других случаях – причиной горя, уныния, неуверенности в себе, утраты радости жизни. Вас гнетет содеянный Вами грех, ведь блуд – это тяжкий грех, который только кажется желанным, но совершившим его приносит тяжелое разочарование. Избавиться от этих страданий можно, принеся пред Богом глубокое покаяние, твердо обещая Ему больше так не грешить. Это не значит, что Вы навсегда отказываетесь от замужества и создания семьи, но с молитвой и покаянием будете ожидать, пока не встретите человека, который Вас полюбит и вступит с Вами в брак. Понятия порчи и сглаза используются в оккультизме, православных христиан защищает от воздействия темных сил благодать Божия. Я советовал бы Вам исповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Христовых Таин. Что касается молитвы, о которой Вы спрашиваете, то Вы можете ее читать перед иконой Спасителя. Также молитесь святителю Николаю Чудотворцу, блаженной Матроне Московской и Вашей небесной покровительнице – святой мученице Наталье. Молитесь, и да исполнит Господь желание сердца Вашего!

***

Разрывать ли отношения с девушкой, которая не сохранила целомудрие?

Я влюбился в девушку, она приличная и с хорошей семьи, хочу жениться. Но узнал, что она не девственница, и это меня не то что беспокоит, а просто «убило», так как я не испортил ни одну девушку. Подскажите, пожалуйста, что мне делать: бросить её или смириться?

К сожалению, сейчас трудно найти девушек без прошлого. Но настоящая любовь все лечит, прощает и заглаживает прошлые грехи. У вас пока влюбленность, еще не любовь. Но не рвите сразу общения с ней, и время, и Господь покажут вам, стоит ли с ней связывать свою жизнь, чтобы она стала законной женой.

***

Как люди, вымаливающие себе у Господа супругу или супруга, понимали, кто их суженый, посланный им Богом по их молитвенному труду?

Прежде всего Спаси Господи Вас за обстоятельные ответы на вопросы! Позвольте задать, может, глупый и наивный вопрос! Исходя из многочисленных историй ваших прихожан в вашей пастырской практике, скажите, пожалуйста, как люди, вымаливающие себе у Господа супругу или супруга, понимали, кто их суженый или суженая, посланные им Богом по их молитвенному труду? И второй вопрос: - Как расценивать выражение "наше от нас не уйдет"? Мне несколько раз на Исповеди батюшки произносили. Связано оно с Промыслом Божьим о человеке?

Понимали по-разному: от обыкновенной встречи взглядов до пятилетней дружбы, закончившейся браком. Сходство везде одно: всякий раз Бог посылал несомненную уверенность в выборе. Религиозный опыт в таких вещах имеет некоторые общие правила, но все равно в деталях он очень индивидуален. Бог приспосабливается под каждого человека и лучше нас знает, как убедить в правильности выбора. Убеждение в том, что Бог умнее нас в устроении нашей жизни – предмет нашей веры в «Бога Отца Вседержителя». Именно это и означает «наше от нас не уйдет».

Православный календарь

1 сентября

- Память Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников

11 сентября

- Усекновение главы Пророка,

Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

14 сентября

- Начало индикта - церковное новолетие.

Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы

21 сентября

- Рождество Пресвятой Богородицы

22 сентября

 - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

27 сентября

 - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

29 сентября

- Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение»

30 сентября

- Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

 

Встречи с Ангелом                            19 июля 2017 года

Год мы собирались в очередную историко-краеведческую экспедицию. Год, как пришло решение – создать интерактивную карту, на которой будут обозначены все храмы левого и правого берегов реки Лены, от истока до устья. О храмах не принято говорить «бывший», «несуществующий», так как от освящения его до Страшного суда с ним пребывает Ангел, даже если здания-то храма нет, поэтому нас ждали встречи…

Много сил и средств затрачено на экспедицию «Возрождение - 2017», и она состоялась в июне, с 3-его по 23-е.  Внимательный читатель помнит, что в прошлом году экспедиция «Возрождение» прошла путь от Усть-Кута до Ленска, когда мы следовали по стопам священномученика Евгения (Зернова), а поскольку Владыка был во всех поселениях среднего Приленья, то мы и собрали материал о всех храмах, часовнях, церковноприходских школах по нашему маршруту, описали современное состояние их, фотографируя по пути шедевры русского деревянного зодчества, деревенского быта, брошенные на произвол всех и вся. В этом году участники экспедиции отправились собирать сведения и уточнять местоположение храмов, часовен верхнего Приленья для продолжения работы над картой.

Вот оно - Верхоленье! Даже не верится! Первым делом, конечно, едем в Ангу, село, где родился Святитель Иннокентий Московский и Коломенский. И Ленский, наш. (Возникшее тогда чувство родства с Верхнеленьем не покидает нас и сейчас, после экспедиции.) Дальше мы поплывём по реке крестным ходом с иконой Святителя Иннокентия, которую освятили в ангинском домике-музее Святителя. По очереди посидели на сундучке, где любил сидеть Валентин Григорьевич Распутин.

Бирюлька. Основана в 17 веке. Покровская сельская церковь была пятой на месте сгоревшей, обветшавшей. Строили ее всем миром. В 1932 году сделали из неё клуб, как водилось у большевиков, сцена – в алтаре. В 1948 году разобрали, увезли в соседнюю деревеньку, там  собрали из брёвен также клуб, а через 22 года здание сгорело.

Качуг. За более чем 300-летнюю историю в Качуге не сохранилось ни одного храма. Однако в своё время было 3 церкви и 3 часовни. Сейчас в здании бывшей вечерней школы действует храм Святителя Иннокентия Московского, где настоятелем служит о. Димитрий, физик по образованию. Здесь  находится старинная икона, которую подарил храму В.Г. Распутин. Она была тёмной, но сейчас вполне можно увидеть лик св. Иннокентия Иркутского: прихожане говорят, что она «проявилась». Здесь много и других удивительных достопримечательностей.  Владыка Максимилиан освятил место для постройки нового Качугского храма, и наши мальчишки даже успели поучаствовать в очистке территории для будущего храма.

Кистенева. Была Петропавловская часовня, молились там старушки ещё в 50-ые годы. Сейчас нет и следов часовни. И деревня исчезает с лица земли.

Верхоленск. Ленчане, возвращаясь домой по зимнику от Иркутска через Верхоленск, помнят величественный пятиглавый собор. Год постройки его – 1906, в 30-ые годы был разграблен, в 1940-х хотели разобрать на кирпичи, но не смогли - кирпич кололся на мелкие части и был не пригоден для использования. В 1943 хотели взорвать, но жители города отстояли храм. В августе 45-ого возобновились службы по настойчивым ходатайствам православных, в 1961 году здание снова перешло в распоряжение райисполкома. С 1991 года были предприняты некоторые реставрационные действия. В 2007 году в одном из приделов возобновились службы. Но всё-таки  собор находится в бедственном положении.

Петрово. Стоял храм, в длину – 30 метров, в ширину – примерно 13 м.  Осталась только каменная кладка фундамента. По традиции мы взяли камешек от фундамента.

11-ого поздно вечером пришли в Жигалово. Оттуда утром уже на машине съездили в Рудовку и Тутуру. В Рудовке часовню распилили на дрова. В Тутуре  на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы стоит поклонный крест. Здесь нам показали и сохранившееся здание церковно-приходской школы.  В самом районном центре есть храм, действующий, есть замечательный активный приход.

Усть-Илга. Стоит храм-богатырь. Только крестов нет. Старожилы помнят, что внутри было очень красиво. Да и сейчас, в таком виде, это величественное и удивительное строение. В селе и часовни стояли. Крепко берегли веру православную наши предки. С Богом жили. После революции комсомольцы кресты вырывали тракторами, иконы выбрасывали на дорогу…

Грузновка. По семейным воспоминаниям стариков известно, что из брёвен храма сложили амбар. Он и сейчас стоит почти в центре деревни. А в деревне – 15 жителей. Это ещё хорошо, в некоторых верхоленских деревнях где-то два, где-то и один хранитель старины, а где-то просто поставлен памятник деревне.

Коношаново. 27 жителей. Был храм. Ещё в 28-м детей в нём крестили, потом, как водится, клуб организовали, ну, а в 70-ые алтарь перенесли под дизельную станцию, а само здание переделали под детский сад. Всё потом сгорело…

Говорят, человек ко всему привыкает, но к такому - разве можно?!

Но продолжим...

Головское. Храм, то есть, конечно, клуб, сгорел в 1964-м. Храм оставался долгое время в том виде, что и до революции, даже колокол оставался – разбился при пожаре…

Душе отрада – Сурово! В 2012 году отреставрирован старый храм. Прожили здесь два дня.

А из деревни Дядина храм перевезли в Тальцы. Сделали панорамную фотографию. Никто тут не живёт, некому показать фундамент. Встречи с Ангелом не было… И в Закобенино, и в Басово

Орлинга. Это уже Усть-Кутский район. Храм стоит. Конечно, без куполов и крестов. Храм-богатырь: с запада на восток примерно 24 метра, то есть в длину, а в ширину – 10. Зашли помолиться, как делаем всегда, где можно. На месте алтаря – сцена. Одна половица отошла, измерили её толщину – 12 см! Да, строили храмы из самого лучшего леса, крепко, хорошо строили…

Тарасово. Деревня начала умирать, когда пошла политика укрупнения колхозов. В 80-ые прокатилась волна собирания икон. Кто сам продавал родовые и храмовые иконы, у кого-то воровали. Это же было не только в Тарасово, а везде по Сибири. История одна на всех… Люди только разные. А в Тарасове подмыло берег реки, где стояла церковь, перенесли её, вернее, уже зернохранилище, и сделали гараж, сейчас, конечно, запустение и развал. В деревне живёт один человек – охотник Михаил Иннокентьевич.

Боярск, Омолой, Турука и Усть-Кут. В Боярске всё-таки нашёлся человек, который показал нам место храма. И дом, где останавливался отряд Колчака. Омолой – красивая, уютная, солнечная деревня. Здесь очень высокие дома, при этом деревню ни разу не топило, утверждают старожилы. Церковь действовала до 1934 года. Паникадило, иконы висели ещё в 50-х.  Когда звонил колокол, слышно было за 9 километров в соседней деревне. Весело жили, дружно, деревня к деревне на престольные праздники ездила, заодно и невест, женихов присматривали. В Аикте, стойбище эвенков на реке Таюре, престольный праздник – Благовещение, праздновали и в 60-х годах. Подарки дарили всем гостям: унтики детям, вышивки.

В Туруке (с эвенкийского – «соль», соль турукскую возили даже в Петербург) храм перестроили в школу. «Небольшая вроде школа была, а зайдёшь – очень просторная», - рассказывают старожилы.

В Усть-Куте наше путешествие закончилось. Перед глазами участников экспедиции зримо прошла история столетия родного края: мы смотрели фотографии и слушали рассказы о дореволюционном времени, о гражданской войне, о том, как ждали отцов, увезённых в 1937 году, как жили и трудились в советское время, видели, как живёт сегодня сибирская деревня. А живёт, как может, не жалуясь, не ругая никого, щедро делясь тем, что есть: хлебом, молоком, и стихами, воспоминаниями, страничками истории своей малой родины, и кровом. Думаю, что не раз ещё мысленно вернёмся к прожитому за месяц, вспомним с благодарностью всех, подавших в приветствии руки, обогревших душевным теплом.

И ещё - о важном: с нами был святитель Иннокентий.

Р.S. Следующая экспедиция и крестный ход, посвященный 220 – летию со дня рождения Святителя, продолжатся на следующий год – от Ленска до Тикси.

Т.А. МАКСИМОВА, участник экспедиции «Возрождение».

 

Православный календарь на август

1 августа

- Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

2 августа

- Пророка Илии

10 августа

- Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница)

19 августа

 - Преображение Господа нашего Иисуса Христа

28 августа

 - Успение Пресвятой Богородицы

 

На очереди – Тикси                                     15 июля 2017 года

Летний досуг школьников. Его можно организовать по-разному. Хорошо, если с пользой для тела и души. Примером тому – завершившаяся в конце июня экспедиция, о целях и результатах которой корреспондент «ЛВ» беседует с её инициатором и руководителем – с благочинным Ленского округа иереем Анатолием Астафьевым.

- Добрый день, отец Анатолий! Приходится только удивляться, что при всей вашей загруженности церковными делами, вы, тем не менее, находите время и для работы со школьниками. Что подвигло вас на это?

- Скорее всего, то, что я по первому образованию историк и тяга к этой науке у меня была всегда. Кроме того, ещё в юности занимался горным туризмом. Не исключаю, что воспоминания молодости, а также нереализованная профессия и подтолкнули меня к более плотной работе с детьми.

Ну, а зачем люди отправляются в путь за тысячи километров? Наверное, у каждого человека изначально заложено в душе стремление к постижению мира. А у меня, помимо прочего, предки были поморы. Видимо, свою роль сыграли гены.

- Вы занимаетесь данной работой не первый год. С чего всё начиналось? Какова её основная цель? Что вы можете сказать о наработанном к этому времени заделу?

- Начало было положено ещё семь лет тому назад, когда была организована школьная православная краеведческая экспедиция «Возрождение». Основным принципом её работы стали доступные и не занудные формы работы с молодёжью, которые включали в себя нравственность и любовь к Родине.

Отталкиваясь от этого, пришла идея ходить со школьниками в краеведческие походы, изучать историю родного края не только посредством бумажных источников, но и прикасаться к старине руками, в буквальном смысле этого слова. Мы посещали с ребятами заброшенные поселения, находили там места, где были храмы. Делали там раскопки и замеры фундаментов, а потом в течение зимы работали в архивах, занимались опросами старожилов посёлков.

И у нас стали появляться статьи про Русскую Джербу, Коньки, храм в Кубергане и т.д. Постепенно нарабатывалась интересная краеведческая база, а в прошлом году мы сделали очередной шаг в качественном и количественном плане – мы сходили в поход от Усть-Кута до Ленска с целью описания храмов, которые стоят на этом участке реки Лены. …

Беседовал Сергей БОРИСОВ.

Фото из архива краеведческой экспедиции «Возрождение».

 

 

Государственное учреждение редакционно-издательское объединение «Ленский вестник»  Республика Саха (Якутия), г.Ленск, ул.Каландарашвили, д.28    тел./факс: 8(41137)4-28-64 e-mail: rio (a) lenvest.ru

   Страница редактировалась:  24.01.2018                                                                                                                                                                                                                                                              Администратор сайта  AERODRU