Государственное учреждение редакционно-издательское объединение «Ленский вестник»

Республика Саха (Якутия), г.Ленск, ул.Каландарашвили, д.28 тел./факс: 8(41137)4-28-64 e-mail: rio (a) lenvest.ru 

 

 

 

 

Православный

календарь

4 декабря – Введение (вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

13 декабря – Память Андрея Первозванного

20 декабря – Память Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

 

Удел Пресвятой Богородицы                                       22 марта 2017 года 

Афон: 1000 лет русского Монашества

Афо́н (греч. Ἄθως, в греческих источниках официально именуется Святая Гора, греч. Άγιον Όρος, «А́йон О́рос») — название горы (высота 2033 м) и полуострова в Греческой Македонии на севере Восточной Греции.

Уде́л Богоро́дицы — в православном предании «жребий» Божией Матери на земле земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Известны четыре удела Богородицы: Иверия (Грузия) в том числе Новоафонский монастырь (Абхазия), святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Афон – гора высотой чуть более двух тысяч метров, которая дала также название целому полуострову греческой Македонии, один из «пальцев» полуострова Халкидики в Восточной Греции. С древности Афон соперничал с Олимпом не только высотой, но и «гостеприимством к богам». 

В античные времена на афонской вершине находился храм Аполлона, сюда приходили многочисленные паломники, чтобы узнать свою судьбу у пифий. Теперь Афон является одним из четырех «уделов Богородицы» – земель, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. По преданию, в 49 году Богоматерь плыла на Кипр навестить святого Лазаря, и внезапная буря прибила корабль к берегам Афона. Богородица увидела в этом знак и, сойдя на берег, нарекла это место своим уделом. 

Монахи заселили полуостров в период раннего христианства, и в 676 году император Константин Погонат передал Афон в вечную собственность монахам-насельникам. В 883 году Василий Македонянин письменно подтвердил, что Афон является местом исключительного проживания монахов. Ещё через 80 лет на Святой горе появился первый из двадцати афонских монастырей – Лавра, основанная Афанасием Афонским. Самый поздний монастырь Ставроникита был основан в середине XVI века. Все афонские монастыри – православные, но всегда представляли самые разные «пределы» православного мира. Русский Свято-Пантелеймонов монастырь, до сих пор главная точка притяжения паломников из России, был основан в 1169 году, хотя русская монашеская община существовала на Афоне как минимум с XI века.  

С этого времени до начала XX века влияние Афона на духовную жизнь России было очень велико. Можно сказать, что сам характер русского православия сложился под непосредственным влиянием афонской мистико-аскетической традиции. Ведь именно на Афоне принял постриг родоначальник русского монашества – преподобный Антоний Печерский. Особенно заметно влияние Афона в момент Крещения Руси, а также в нелегкий период феодальной раздробленности и пребывания под игом орды. В конце XIV века, в эпоху послеордынского нашествия, большой вклад в развитие русской культуры и духовности внес афонит Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Под его владычеством с Афона было привезено и переведено множество священных книг и в целом начался период «исихастского возрождения». 

На протяжении всего тысячелетия монахи стремились совершить паломничество на Святую Гору. В том числе и русские. Так, преподобный Нил Сорский в последней четверти XV века провёл на Афоне около 20 лет. Он изучил скитское устройство и, вернувшись на Русь, стремился реализовать афонский монашеский идеал на родной земле. На Вологодчине, на реке Соре, он основал скит по примеру афонского, став одним из идеологов движения нестяжателей.  

Новый расцвет и новый упадок

При османах монахам пришлось несладко: в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения. В 1821 году из-за турецкой оккупации монахи и вовсе вынуждены были покинуть гору. Именно Россия способствовала тому, чтобы монахам были возвращены монастырские имения: это закреплено в Адрианопольском мирном договоре 1829 года между Россией и Турцией. 

Настоящий расцвет русского монашества на Афоне произошёл в XIX веке, когда Свято-Пантелеймонов монастырь возродился как центр русского монашества. Он пользовался покровительством российского императора и значительно разросся. К концу XIX века русских монахов на Святой горе стало столько же, сколько и греческих, а в начале ХХ века – даже больше. Вот статистика 1913 года: русские – 5000, греки – 3900, болгары – 340, румыны – 288, сербы – 120, грузины – 53. Но с революцией этот период благолепия надолго закончился. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 монахов, все преклонного возраста. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов).

Тысячелетняя традиция

Даже если рассматривать Афон только как культурный феномен, то нет на земле такого места, где в настолько первозданном виде представлена византийская культура. Но не это приводит на Афон ежегодно тысячи паломников. Здесь, где светские жители появляются и уходят, а постоянно живут лишь монахи, слово к Богу, молитва творится практически ежеминутно. Здесь тысячелетняя традиция существует непрерывно. Поэтому Афон и называют оплотом православия во всем мире.

Православное паломничество на Афоне имеет не только тысячелетнюю историю, но и определенные традиции и правила. На Афон не допускаются женщины. На протяжении веков паломники идут по строго определенному маршруту, останавливаются на специальных подворьях. В каком-то смысле и Афонское подворье в Москве является одним из таких специальных мест: здесь традиционно собирались странники, отправляющиеся на Святую землю.

В целом можно сказать, что Афон – герметичный мир, куда светское не проникает.

История Русской Пра-вославной Церкви тесно связана с историей афонского монашества. В первой половине XI века на Афоне близ монастыря Эсфигмен подвизался и принял постриг русский монах Антоний — будущий великий преподобный. С Афона он вернулся на Русь, где стал основателем Киево-Печерского монастыря и родоначальником всего русского монашества.
В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие.

На Афоне такая интенсивная молитвенная жизнь не проходит бесследно: если человек все время проводит в церкви, если он все время молится, ежедневно открывает помыслы, если он, даже не будучи хорошим, все время стремится быть таковым, – он не может не начать меняться к лучшему...

Благочинный Ленского округа, настоятель храма Иннокентия Московского протоиерей

Анатолий Астафьев. Паломническая поездка на Афон, 2017 год.

«Совершила грех. Что делать?»

– Нужно пойти в храм на исповедь, исповедать, то есть рассказать свой грех, покаяться в нем и больше никогда не совершать. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды», – пишет апостол Иоанн в своем Первом послании (1:9).

«В данный момент ищу свою религию, если можно так выразиться. Свой путь к Богу. Хочу прийти в храм на службу, посмотреть, как она проходит, послушать песнопения. Однако я не хочу креститься со всеми, т.к. считаю кощунством креститься тому, кто еще недостаточно верит и принял православие целиком и полностью. Считаю, что креститься нужно осмысленно, а не заодно со всеми бездумно махать рукой. Думаю, что этим я более оскорблю и прихожан, и Бога. Можно ли прийти и просто тихонько постоять, не выполняя обрядов? Мне это нужно, чтобы прислушаться к себе, понять, вызывает ли все происходящее во мне внутренний отклик. Однако ощущать на себе осуждающие взгляды прихожан и невольно думать о правильности своего поведения не хотелось бы».

– Какой серьезный выбор вы назначили себе сделать! Помоги Бог! Да, вы можете прийти в храм и постоять, посмотреть. Помолитесь про себя Богу, попросите Его о помощи, о том, чтобы вам не ошибиться. А если хотите лучше понять нашу религию, поговорите со священником, почитайте Библию, лучше с комментариями святых отцов, почитайте о том, как жили древние христиане, и о том, как они жили в XX веке в СССР, когда были гонения на Церковь. Эти воспоминания очень помогут вам понять, что двигало людьми, что помогало им преодолевать самые трудные жизненные ситуации. Посмотрите тексты митрополита Антония Сурожского, например, полистайте книги в церковной лавке, только лучше не беллетристику, а серьезную литературу, чтобы получить всю полноту знаний. Храни Господь!

Православный календарь

1 апреля - Празднование иконы Божией матери «Умиление» Смоленская

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

8 апреля - Лазарева суббота - воскрешение Лазаря Четверодневного

9 апреля - Вербное Воскресенье -  Вход Господень в Иерусалим

с 10 по 15 апреля - Страстная седмица

16 апреля Пасха - Светлое Христово Воскресениe

23 апреля - Антипасха, или Фомин день

25 апреля - Радоница, поминовение усопших

 

 

Как произошло Сретение?                                                15 февраля 2017 года 

15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

Как произошло Сретение?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Что означает слово Сретение?

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.

 

Святая блаженная Ксения Петербургская

6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и отзывалась, только если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Уличные мальчишки глумились над блаженной, она же все эти поношения сносила безропотно. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот – зеленой кофточке и красной юбке. Ночь она проводила в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.

 

Вопросы священнику

Почему нельзя исповедоваться нетрезвым? В этом состоянии душа наиболее обнажена, а в трезвом состоянии человек обратно уходит в свою раковину.

Здравствуйте! Это ошибочное мнение. Есть такое народное выражение “водка плачет”. Под действием алкоголя человек становится расслабленным, сентиментальным. То есть он входит в состояние измененного сознания. К тому же, таинство Покаяния – это не сеанс психоанализа, где человеку нужно просто выговориться. На исповеди Сам Бог слушает раскаяние души человека. Разве можно перед Господом предстать в пьяном виде, если мы даже перед чиновником, от которого зависит решение наших проблем, вытягиваемся в струночку? Плюс это серьезная работа над собой по изменению своей жизни, по исправлению своей греховности. А какая может быть серьезная работа у человека в этом состоянии, в котором даже за руль автомобиля садиться нельзя? Кроме этого, человеку нужно, наконец-то, посмотреть правде в глаза, взять на себя ответственность, исполниться решимости... без искусственной стимуляции.

Грех ли не соглашаться с отцом?

Скажите, пожалуйста, как мне относиться к словам своего отца? Бывает, что возникают разногласия по бытовым вопросам, и я понимаю, что наши мнения не сходятся, что, вроде бы, в порядке вещей. Понимаю, что каждый из нас имеет право с другим не согласиться, но я все равно чувствую себя грешной, потому что иногда мой образ мысли не совпадает с образом мысли отца. Нормально ли это, или я правда грешу? Думаю, стоит уточнить, что речь идет о таких вещах, как мой внешний вид (выгляжу скромно, но не всегда в его вкусе) или выбор даты поездки домой (живу в другом городе). Даже в таких ситуациях я чувствую вину, если папу что-то не устраивает.

 С одной стороны, конечно, родителей нужно слушаться. Но, с другой стороны, вы самостоятельная личность. И никакой вашей вины нет в том, что вашему папе не по вкусу расцветка вашей кофточки. Нет в этом греха. Просто папа вас так сильно любит, что слишком опекает вас. И образ мысли отца и ваш – это разное, мы же не муравьи, в самом деле. В общем, молитесь за папу, и как - нибудь между прочим скажите ему, что вы его очень любите, и если у него к вам взаимно, то попросите его немножко больше доверять вам. Вы – уникальная личность со своей свободной волей.

Когда мы просим о чем-то Господа, как мы должны верить?

У меня такой вот вопрос: когда мы просим о чем-то Господа, как мы должны верить? В то ли, что Он все исполнит, в то ли, что он не оставит, или в то, что всё слышит и сделает, если надо, но в своё время, или... Помогите, пожалуйста! Прошу ваших молитв, батюшка... Спаси вас Бог!

Молитва – это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. Через молитву мы узнаем, что Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но ее главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы. Часто спрашивают: зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это я бы ответил так: мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Да, в каких-то случаях мы просим у Него конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не может быть лишь “вспомогательным средством” в наших земных делах. Главным содержанием молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить присутствие Бога. Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Бог всегда внутри нас, но мы – снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нем чужие.

***

Православный календарь на март

5 марта - Торжество Православия

7 марта - Обретение мощей блаженной Матрены Московской

9 марта - Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

12 марта- Неделя святого Георгия Паламы

15 марта -  Празднование иконы Божией Матери, именуемoй "Державная"

19 марта -  Крестопоклонная неделя, 3-я неделя Великого Поста

20 марта - Иконы Божией Матери "Споручница грешных"

22 марта - Праздник 40 мучеников Севастийских

 

Cамый удивительный святой                                 21 декабря 2016 года

Святитель Николай – самый удивительный святой, который есть в христианской Церкви, причем не только в православной. Его почитают и православные, и католики, и даже иноверцы – настолько он велик в своем стоянии перед Богом, в защите за мир, за всех, кто к нему обращается.

Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай. Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину. Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все раздал на дела благотворительности. Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданого. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом. Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься. Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового. По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетела город. Новый архиепископ святитель Николай – радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве – стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных. В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана. Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте. Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода; во время вспыхнувшего мятежа во Фригии помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача. Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние. Скончался святитель Николай 19 декабря 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»

Чудеса в нашей жизни по молитве святителя Николая Чудотворца

Приезжал к нам на выходные мой брат. Когда пришло время ему уезжать, отправились они с мамой на автовокзал, – а там уже последний автобус стоит. Народу вокруг – множество: всем нужно ехать, а мест нет. Мама моя взмолилась святителю Николаю Чудотворцу, чтобы он помог брату уехать. И вдруг выходит из автобуса женщина-кондуктор и говорит: “Есть у меня одно место. Сейчас я сама выберу, кто из вас поедет”. Разводит она толпу руками и продвигается к брату моему, который стоял дальше всех: “Вот ты со мной и поедешь!” Удивленный и счастливый брат сел в автобус и уехал.

А со мной был такой случай. Я опаздывал на работу, но автобусов долго не было. В отчаянии я взмолился Святителю Николаю, и вдруг вижу – мимо меня на большой скорости несется автобус без пассажиров. Резко затормозил, дверцы открылись, выскочил водитель… Я к нему: “Пожалуйста, помогите – опаздываю!” – “Садись, мне по пути!” И за пять минут без остановки домчал меня до работы. У меня даже осталось время дойти до храма и поблагодарить Господа и Святителя Николая за неожиданную помощь.

 

Шахтер Н. был маловерующим человеком, но его верующая жена всегда с молитвой провожала мужа на работу. Однажды, когда Н. спускался в шахту, оборвалась клеть… Н. грозила неминуемая смерть. Когда он летел вниз, перед глазами прошла вся его жизнь. И вдруг сбоку он увидел седого старичка, летящего рядом с ним: не выше и не ниже. Н. удивился: “Откуда старичок?” Когда Н. уже падал, старичок резко толкнул его в сторону: иначе бы Н. упал плашмя на торчащий ствол, и тогда смерть была бы неминуемой, а так Н. получил множественные переломы, но остался жив. Н. пролежал год: почти все время дома, в больнице оказали только первую помощь, посчитали безнадежным. Придя в себя и начиная выздоравливать, Н. узнал своего спасителя в святителе Николае. Спустя некоторое время у него родился сын. Его назвали Николаем.

***

Я, раба Божия Зинаида, как-то раз поехала к врачу. Долго ждала автобуса на остановке, а когда он подошел, народу скопилось уже много. Я стала протискиваться к двери и, когда уже встала на ступеньку, почувствовала, что мою сумочку с документами кто-то сильно дернул. Я кое-как прижала ее к себе и на ощупь почувствовала, что чего-то в ней не хватает. В автобусе, усевшись на свободное место, я сумочку разглядела: она была разрезана бритвой, и все, что там находилось, исчезло, – а были там только документы. И вот, накануне праздника Николая Чудотворца, вечером 21 мая я помолилась Святителю – и дома, и в церкви – чтобы мои документы вернулись. На следующий день уезжаю на дачу; возвращаюсь, а муж мой говорит мне, что все пропавшее найдено: и мои документы, и его, и ключ от квартиры дочери. Не было только маленького карманного молитвослова. Я поблагодарила святителя Николая и в церкви поставила свечу перед его образом. Он и после того случая часто помогал мне. Однажды дочери моей делали операцию, а я молилась святителю, и все прошло благополучно.

***

Новогоднее пожелание: восполнить пустоту. Желать в Новый год что-либо – очень трудно. Желать надо того, чего нет. Так что я желаю каждому человеку определить свои пустоты. Нет ли у кого терпения, сильной веры, денег, жены или мужа, у живущего в браке – детей – пусть человек даст себе ответ на вопрос: «Чего у меня нет? Чего я хочу?» Я желаю вам того, чего у вас нет, и чего вы очень хотите. С единственным условием: чтобы вам это пошло на пользу. Ибо есть две беды – неисполнение желаний и исполнение желаний, и может случиться так, что желание ваше исполнится, но вы будете самым несчастным человеком. Пусть пустота ваша, если это действительно пустота, нуждающаяся в наполнении, наполнится подарками от Бога.

 

Вопросы священнику  Можно ли праздновать Новый год?

«Как праздновать Новый год? Мы с мужем постимся первый раз и не знаем, как быть. Дети привыкли к празднику с фейерверками и богатым столом, к нам придут мои родители и родители мужа, которые не постятся».

 На Новый год можно сделать два стола – постный и обычный. Из личного опыта я знаю, что постные блюда могут совершенно не отличаться от непостных по вкусноте и оригинальности. И даже превосходить их. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Если вы точно знаете, что близкие будут конфликтовать с вами из-за того, что не положат себе в тарелку кусочек колбаски или мясной оливье (который, кстати, можно прекрасно приготовить, например, с крабами) – пойдите им навстречу. Пусть они сами выбирают. Дело в том, что пост – это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго – пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится. По здоровью ли, по каким-то другим причинам. Новый год – это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями. Гуляния с детьми, катание на санках – я не вижу в этом ничего плохого. Когда бы это ни было – Рождественским или Великим постом. Если дети радуются, если это для них – чудо и сказка, разве можно им отказать? Запускаете фейерверк на Новый год – запустите и на Рождество, а лучше – в два раза больше! Детям – веселье, а вы потихоньку будете переориентировать их на более важный праздник.

Считает ли Церковь Новый год праздником?

«Здравствуйте, хотела бы задать вопрос, ответ на который почему-то очень трудно найти в большинстве православных календарей. Когда начинается Предпразднство Рождества Христова? Что это значит для мирян? Каким должен быть пост в эти дни? Можно ли употреблять рыбу и вино в этот новогодний праздник?»

Вопрос о предпразднстве и попразднстве не имеет практического значения для мирян. Это прежде всего вопрос богослужебных текстов и сочетаний служб. В календаре большинство больших праздников имеют день, с которого начинается предпразднство, и с которым кончается попразднство. Предпразднство Рождества начинается в Сочельник, 6 января по новому стилю. А попразднство длится от самого Рождества до Крещения. Теперь, что касается вашего вопроса о посте: в Сочельник день строгого поста. Период от Рождества Христова до Крещения–19 января – Святки, когда пост отменяется во все дни. Вопрос о праздновании современного Нового года лежит вне богослужебного поля и может решаться каждым человеком со своим духовником, руководствуясь собственной совестью. На практике обычно все едят рыбу и пьют вино. Нужно заметить, что Новый год, хотя и не является церковным праздником, тем не менее, является днем общего торжества. Хочу привести один пример осмысления нецерковного события с христианских позиций: однажды у игумена Гурия спросили, можно ли праздновать день рождения. «Конечно, – ответил игумен, – ведь родилась бессмертная душа». При желании во многих обыденных вещах можно найти ступени, возвышающие нас к Богу.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА ЯНВАРЬ

1 января  - день памяти Ильи Муромского чудотворца.

2 января - память Праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца.

7 января - Рождество Христово (Рождество Господа нашегo Иисуса Христа).

14 января - Обрезание Господне.

19 января - Святое Богоявление. Крещение Господне

(Крещение Господa Иисуса Христа).

25 января - Татьянин день - день пресвятой мученицы Татьяны,

пострадавшей за веру

 

Дни православной культуры                             3 декабря 2016 года 

Дни православной культуры в Ленском районе

В честь празднования 15-летнего юбилея храма святителя Иннокентия Московского и 20-летия воскресной школы на Ленскую землю прибыл архиепископ Якутский и Ленский Роман.

Дни православной культуры прошли в Ленском районе в конце ноября. В этот праздничный для христиан Ленска период было организовано множество мероприятий, в которых приняла участие делегация из Якутской епархии.

Суббота для православных людей началась с литургии в храме святителя Иннокентия Московского. А после обеда молодежь Ленска, интересующаяся христианской верой, посетила центр дополнительного образования «Сэргэ», где прошла встреча с архиепископом Якутским и Ленским Романом. 40 вопросов подготовили ребята заранее, которые были озвучены председателем комитета по молодежной и семейной политике МО «Ленский район» Любовью Клюкиной.

Вопросы были самыми разнообразными, от личных: «Почему вы стали священником?» до общих: «Как бороться с внутренней агрессией?»  Были и такие интересные, как «Почему все священники носят бороды?» и «Как побороть страх перед ЕГЭ?» Владыка Роман дал молодым людям подробные и развернутые ответы.

Встретился архиепископ и с воспитанниками воскресной школы, которые с удовольствием спели песни, рассказали стихи и показали кукольное представление по христианским сюжетам. Также Владыка Роман ответил детям на волнующие их вопросы. Получился интересный живой диалог.   

Воскресенье для православного народа также началось с Божественной литургии. Воскресный день был насыщен не меньшим количеством мероприятий, участниками которых стали Владыка Роман, все прибывшие в эти праздничные дни в Ленск священнослужители и неравнодушные граждане Ленска. Архиепископ освятил комнату-часовню в районной больнице и место под часовню, которую предполагается возвести по улице Заозерной возле магазина «Колесо». Она будет освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Во дворце культуры «Юность» в воскресенье прошел торжественный концерт, где чествовали всех, приложивших усилие к созданию православной общины в Ленске, строительству храма и созданию православного общества. Архиепископ Якутский и Ленский отметил различными наградами ленчан, внесших свою лепту в развитие православной культуры в Ленском районе.

Также награды вручил и. о. главы МО «Ленский район» Валентин Калмазан. Он отметил, что священнослужители в Ленском районе не только занимаются своим непосредственным делом, но и проводят большую работу по возрождению исторических ценностей и изучении краеведения. Ежегодно отец Анатолий с группой школьников отправляется в экспедиции по заброшенным селам Ленского района.  В этом году экспедиция из 13 подростков и троих взрослых сопровождающих совершила путешествие до города Усть-Кута Иркутской области. Они искали заброшенные храмы. Где-то  находили полуразрушенные останки, где-то - церкви, переоборудованные в сельские клубы. Результаты своих исследований юные следопыты представляют в научных проектах, которые в дальнейшем входят в православное издание Ленского района - альманах «Возрождение».

Награждали не только людей православных, но и вполне мирских. В числе первых – начальник управления культуры МО «Ленский район» Светлана Кударь. Именно она в 1993 пригласила в Ленск священника и способствовала созданию Ленской православной общины.

Наградили и представителей СМИ, которые на протяжении многих лет сотрудничают с храмом, освещают историю христианства в Ленском районе и выпускают материалы на православную тематику. На сцену пригласили  главного редактора районной газеты «Ленский вестник» Марию Олесову. Именно в «Ленском вестнике» читатели могут познакомиться с православной культурой на специальной тематической полосе «Сретение». За плодотворное сотрудничество наградили и главного редактора телерадиокомпании «Алмазный край» Аллу Авдееву-Брунько и редактора ТРК «Алмазный край» Наталью Беспалову, из-под легкой руки которой выходят душевные телепередачи «Разговор со священником». В них  доступным языком рассказывается о духовных ценностях, греховности и других особенностях православной культуры.

В заключение визита на Ленскую землю Владыка Роман дал интервью телеканалу «Алмазный край».  Пресс-служба МО «Ленский район». Фото Анатолия Белошапкина, инокини Евгении (Сеньчуковой).

 

 

Такой красоты Ленск ещё не видел                   23 ноября 2016 года

Пятнадцатилетняя история храма святителя Иннокентия складывалась на наших глазах. Вот он, как на ладони, кажется, мы всё про него знаем. И надо было проехать тысячу с лишним километров по Приленью, чтобы только сейчас узнать, что в основание храма 1 июня 1997 года священником был заложен не только камень и деревянный крест, но и загадка...

«Несколько деталей, оставшихся от Мухтуйской церкви...» – вот она, загадка из прошлого.

Известно, что Мухтуйский приход основан в 1862 году, и тогда же в Мухтуе был построен храм во имя святого Николая Чудотворца. На месте, где стоял храм, около Ленской ДЮСШ, год назад, в 2015-м, был установлен поклонный крест. От этого креста в июне 2016-го стартовала православная школьная краеведческая экспедиция «По пути священномученика Евгения (Зернова) на приленской земле», получившая поддержку Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

В каждом селе и деревне на рене, от Усть-Кута до Ленска, где останавливалась экспедиция, участники общались с местными жителями. Особенно радостно было от встреч с краеведами, ни от кого другого, как от них, мы не получали столь важной для нас информации о храмах. Такая встреча произошла в исчезающем, не только в яблоневом цвету, селе Марково. У старожила Валерия Маркова в личной библиотеке оказалась книга «Православные храмы Иркутской епархии» И.В.Калининой, которую он нам любезно предоставил для ознакомления... Вот так в Марково мы нашли ещё один мухтуйский храм!

Получается, что храм святителя Иннокентия Московского третий в истории Мухтуи-Ленска. Храмов в Мухтуе было два. Второй, неизвестный доселе, тоже Никольский, как и первый, был построен в 1901 году, на месте сгоревшего. Это в новом деревянном храме совершил молебен во время поездки в 1913 году по Киренскому уезду епископ Евгений (Зернов), путь которого повторила экспедиция. Детали именно этого храма были заложены оергием Никитченко вместе с деревянным крестом в день закладки камня в основание строительства храма святителя Иннокентия 1 июня 1997 года, и в 2010 году сруб именно этого храма разобрали возле спортшколы.

Загадка разгадана? Можно ставить точку? Сомневаюсь. Краеведение – это история с многоточием...

Елена ПЛАТОНОВА.

 

1 июня 1997 года. На первой полосе «Ленского вестника» новость: «Начало лета в Ленске ознаменовано закладкой камня в основание храма святителя Иннокентия, которую совершил священник православной церкви отец Сергий. Вместе с камнем уложены по благословению Патриарха Алексия II и владыки Германа деревянный крест и несколько деталей, оставшихся от Мухтуйской церкви...»

 

Факты и события

7 февраля 1996 г. Утверждён рабочий проект «Православный храм святителя Иннокентия в генске», проектно-сметная документация разработана МП АМ «Тектоника», г.Новосибирск.

1996 г. Владыка Герман отслужил молебен на месте строительства храма, поставлен и освящен крест.

1 июня 1997 г. Иереем Сергием Никитченко заложен первый камень на строительство будущего храма.

Сентябрь 2001 г. Айхальский горно-обогатительный комбинат АК «АЛРОСА» закончил строительство храма.

23 сентября 2001 г. Владыка Герман совершил освящение храма.

2006 г. Привезли чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение» из Введенского мужского монастыря гиева.

18 апреля и 8 августа 2007 г. Владыка Зосима привёз ковчег с мощами святителя Иннокентия Московского.

10 июля 2009 г. Прибыли мощи Серафима Саровского.

12 декабря 2015 г. В Ленск привезли икону новомученика Филумена со Святой Земли.

Любая памятная дата – это повод. Повод оглянуться и осмыслить пройденный путь, заново пережить прошедшие моменты, вспомнить и поблагодарить людей, которые были рядом. В этом году мы вспоминаем две даты – 15-летие освящения храма и 20-летие открытия воскресной школы.

Через храм – к сердцу

Сегодня храм святителя Иннокентия Московского является одним из символов нашего города. Жизнь прихода давно вышла за пределы стен храма. Приход активно участвует в общественной жизни города и района, реализует проекты духовно-нравственного воспитания молодёжи, издаёт книги, журналы, регулярно готовит материалы для газет, радио и телевидения. Мы успешно участвуем в общественных мероприятиях республиканского и общероссийского уровня и довольно часто отмечаемся призовыми местами. Приход занимается благотворительностью, окормляет исправительную колонию №8. Но самое главное не это, через храм слово Божие доходит до сердец людей. Мы соприкасаемся с Богом через таинства и обряды, пение и молитвы, которые слышим в храме, чтение Евангелия. А порой достаточно прийти и просто посидеть в тишине под иконами, чтобы на душе стало легче.

Хочется выразить глубокую признательность всем, кто любит наш храм и пытается жить с ним общей жизнью, всех, кто трудится, убирает, чистит, стряпает, поёт, ремонтирует, пишет, снимает, жертвует – всех и не перечислить. Особенно хочется поблагодарить священников, служивших и служащих в нашем храме. Всем нам мира и взаимопонимания и крепкой веры в Господа нашего Иисуса Христа!

Протоиерей Анатолий АСТАФЬЕВ, настоятель храма святителя Иннокентия.

 

Визиты управляющих Якутской епархией в Ленск

Епископ Герман – 16 июля 1993 г., 11 сентября 1994 г., 1996 г.

Епископ Зосима – ноябрь 2004, 18 апреля 2007 г., 8 августа 2007 г., 10 июня 2008 г., 12 ноября 2008 г.

Епископ Илия – ноябрь 2010 г.

Архиепископ Роман – 4 октября 2011 г., 6 июля 2012 г., апрель 2014 г., 18-24 сентября 2014 г., 23-25 сентября 2015 г.

Настоятели храма

Иерей Сергий НИКИТЧЕНКО, 1995-2000 гг.

Иерей Владимир ТАШКИНОВ (иеромонах Иннокентий), 1 ноября 2000 – 1 сентября 2005 гг.

Иерей Леонид ТАРАСОВ, 9 ноября 2005 – 1 октября 2006 гг.

Иерей Анатолий АСТАФЬЕВ, 1 октября 2006 – по настоящее время.

Клирики (священнослужители) храма

Андрей ЯРЫГИН (2006 г.), Михаил НАЗАРОВ (2011 г.), Владимир АЛЕКСАНДРОВ (2011 г.), Евгений СЕРГЕЕВ (2011 г.), Дионисий СЕНИЧЕВ (с 2016 г.). Алтарником и чтецом с 1996 по 1997 гг. в храме начинал путь священнослужения будущий благочинный Мирнинского округа протоиерей Владимир СЕВРЮКОВ.

Старосты православного прихода

СУСОВА Галина Фёдоровна (председатель приходского собрания), 1993-1995 гг.

КУПЧИНА Мария Васильевна, 1995-2008 гг.

ОЩЕПКОВА Наталья Фёдоровна, 2008-2013 гг.

ОВОДНЕВА Наталья Николаевна, 2013 - по настоящее время.

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

19 декабря – праздник святого Николая Чудотворца.

25 декабря – память святого Спиридона Тримифунтского.

 

 

 

 

 

Государственное учреждение редакционно-издательское объединение «Ленский вестник»  Республика Саха (Якутия), г.Ленск, ул.Каландарашвили, д.28    тел./факс: 8(41137)4-28-64 e-mail: rio (a) lenvest.ru

   Страница редактировалась:  24.03.2017                                                                                                                                                                                                                                                              Администратор сайта  AERODRU